Материалы о съёмках сериала "Пелагия и белый бульдог"
-
Пелагия и белый бульдог (июнь 2008 г.)
-
Начались съёмки сериала "Пелагия и белый бульдог" (июнь 2008 г.)
-
Репортаж со съёмочной площадки (июнь 2008 г.)
-
Пелагия и Мороз (июнь 2008 г.)
-
Сериал по Акунину снимается на Вологодчине (июль 2008 г.)
-
Юрий Мороз приехал в Суздаль со своими огурцами (июль 2008 г.)
-
Полина Кутепова вживается в образ монахини Пелагии (июль 2008 г.)
-
Полина стала Пелагией (август 2008 г.)
-
Собачья история (2008 г.)
-
Полина Кутепова берёт след (октябрь 2008 г.)
-
Полина Кутепова едва не утонула (октябрь 2008 г.)
-
Следствие ведёт Пелагия (ноябрь 2008 г.)
-
Борис Акунин: Показ сериала "Пелагия и белый бульдог" перенесли на осень! (июнь 2009 г.)
Пелагия и белый бульдог: начались съёмки сериала
Кинокомпания "Централ Партнершип" и студия "Мороз-фильм" начали работу над съёмками нового сериала "Пелагия и белый бульдог", в основу которого легла первая часть детективной трилогии Бориса Акунина.
Съёмки истории о монахине Пелагие, волею судьбы оказывающейся талантливой сыщицей, пройдут на территории, обладающей особой исторической атмосферой – это старинная русская усадьба Щелыково, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Кострома, Суздаль.
Роль Пелагии сыграет актриса Полина Кутепова, вместе с ней в сериале снимутся Александр Феклистов и Нина Усатова. Ожидается, что зрители смогут увидеть ленту в марте следующего года. В дальнейшем будет экранизована и вторая часть о приключениях монахини-детектива – "Пелагия и чёрный монах".
"Наш Фильм.ру", июнь 2008 г.
Начались съёмки сериала "Пелагия и белый бульдог"
Съёмки первой части трилогии Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог" пройдут сначала в Москве, а потом в Костроме, в старинной русской усадьбе Щелыково, Суздале и Кириллове, в окрестностях Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря. Режиссёр картины - Юрий Мороз, недавно закончивший работу над сериалом "Братья Карамазовы". Сценарий по роману Акунина о скромной монахине Пелагие, чья необычайная интуиция и чутьё сыщика позволяют расследовать самые сложные и жестокие преступления, написала успешная сценаристка Зоя Кудря. Талантливую сыщицу, сестру Пелагию сыграет Полина Кутепова, её кандидатура утверждена автором истории. В роли Митрофания выступит Александр Феклистов, а воинственной генеральши Татищевой – Нина Усатова. Картина снимается студией "Мороз-фильм" и окончательно будет готова в марте 2009 года. Кинокомпания "Централ Партнершип" также приобрела права на экранизацию детективного бестселлера "Пелагея и чёрный монах".
"Централ Партнершип", 18.06.2008 г.
Репортаж со съёмочной площадки
Фото: Ксения Бубенец
Copyright ©"Наш фильм"
Пелагия и Мороз
Поклонники детективов Бориса Акунина уже имели возможность оценить качество экранизаций своих любимых книг. Самым первым был телесериал "Азазель" Александра Адабашьяна, за ним последовали прокатные "Турецкий гамбит" Джаника Файзиева и "Статский советник" Филиппа Янковского. Но все они были о приключениях Эраста Фандорина, а вот о тихой, рыжеволосой сыщице в рясе, более поздней героине "провинциальных детективов" Акунина – Пелагии, пока ещё ничего не было снято. Режиссёр Юрий Мороз, едва закончивший работу над "Братьями Карамазовыми", решил исправить эту ситуацию и в июне приступил к созданию шестисерийного фильма по первой части трилогии – "Пелагия и белый бульдог".
Съёмки проходили в усадьбе Знаменское-Садки, одной из немногих сохранившихся поместий Трубецких, где сейчас находится Центр ВНИИ охраны природы. Из местных жителей на съёмочной площадке был замечен кот Рыжик, охотившийся на ужей и белок, и за время пребывания в усадьбе сильно полюбившийся группе. А также пудель Женюня (она): как выяснилось, генеральша Татищева (Нина Усатова), в доме которой и начинаются страшные убийства, обожает не только бульдогов. С белыми бульдогами – особая история, ведь это из-за них владыко Митрофаний отправляет Пелагию погостить у генеральши. По словам Юрия Мороза, снимать этих милых зверюшек мёртвыми почти невозможно, а вкалывать им снотворное опасно для сердца. Поэтому неподалеку от флигеля, где снимают картину, лежит выкрашенный белой краской плюшевый бульдог, видимо, дублёр самого непоседливого пса.
Ещё на стадии сценария, созданного известной сценаристкой, обладательницей премии "Тэффи" Зоей Кудрей, Борис Акунин закрепил за собой право утвердить актёров на роли двух главных героев – Митрофания и Пелагии, а также собак. В итоге Митрофания играет Александр Феклистов, а на роль хитроумной Пелагии выбрана Полина Кутепова.
В тесной комнатке фотографа, в которую на время превратили одно из помещений во флигеле – целая толпа, не протолкнуться. Здесь произошло убийство. И теперь идёт горячее обсуждение происшедшего, а также возможных подозреваемых. Уже отыгравшие актёры выходят в тесный коридор. Сначала бледная, неприметная монашка в рясе (Полину Кутепову не узнать), за ней горничная. "Коридор-то не для таких платьев!" – громко шепчет актриса, случайно зацепившаяся бусами за ручку двери (к счастью, художники по костюмам учли даже это и разорвавшиеся бусы тут же удаётся заново подцепить на булавку).
– Каждый раз, когда я представляю актрису на главную роль (то же самое, было у меня и с Каменской), я вижу какой-то смутный образ. А когда находится актриса, я уже иду за её видением, и дальнейший образ уже вырисовывается сам собой, – комментирует Юрий Мороз монахиню Полины Кутеповой. У Бориса Акунина Пелагия, хоть и монашка, но всё же не лишена женского обаяния – эти вечно выбивающиеся из под платка рыжие волосы, тонкие ироничные замечания, которые иногда позволяет себе невеста Христова, невероятная любознательность. Идея сделать её образ более женственным принадлежит самому писателю, который ввёл в роман новую героиню – ослепительную Лисицину. Мало кто узнает в этой загадочной светской львице тихую Пелагию. Так что в этом фильме Полине придется играть не только скромницу, но и другую ипостась своей героини, что конечно, делает её роль интереснее и многообразнее.
В пять часов вечера из флигеля пулей вылетает чёрная фигура Пелагии и несётся к гримёрке – Полине Кутеповой срочно нужно на репетицию. Через пять минут актриса уже становится самой собой, быстро забрасывает сумочку в машину и уезжает.
А съёмки продолжаются. Из комнаты зверски убитого фотографа Поджио (а такого рода убийств талантливому следователю, которой монашеский сан иногда мешает, но чаще всего помогает, придётся раскрыть как минимум пять) группа перемещается в беседку, где на маленькой, ажурной скамеечке сидит экзальтированная особа Наина (Виктория Исакова).
– Акунин – мастер стилизации, он играет с нашим представлением о том времени, он играет и с уже существующими литературными героями, знакомыми нам по Гоголю и Чехову. У меня тоже будет лёгкая стилизация, только переведённая на язык кино, – поясняет Юрий Мороз, – атмосфера фильма будет напряжённой, а тихая провинциальная жизнь, будет нарушаться и погонями, и перестрелками, и даже покушением на Пелагию.
Нам удалось застать последний день, когда снимали в усадьбе Трубецких. Сейчас уже группа находится под Костромой, где осваивает не менее живописную русскую усадьбу Щелыково, долгое время бывшую поместьем Кутузова, а потом перешедшую во владение драматурга Островского. Усадьба Щелыково станет имением генеральши Татищивой, в котором разворачивается основное действие фильма. Оттуда в поисках городской натуры съёмочная группа переместится в Суздаль, а Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри на время станут епархией владыки Митрофания. Кинокомпанией "Централ Партнершип" куплены права и на вторую часть провинциальных приключений Пелагии "Пелагия и чёрный монах" и Юрий Мороз говорит, что это будет уже более мрачное и холодное зрелище, но сначала надо отснять хотя бы первую часть.
Тея Султанова
"Наш Фильм.ру", июнь 2008 г.
Сериал по Акунину снимается на Вологодчине
Одной достопримечательностью, каковых – исторических и киношных – в кирилловском монастыре и без того сотни, скоро здесь станет больше. Съёмочная группа из Москвы во главе с режиссёром Юрием Морозом прибудет в Кириллов в августе. По словам директора местного музеязаповедника Галины Ивановой, киношников интересует интерьер древнерусских монастырских келий. "К счастью, в кельях у нас недостатка нет, – говорит Галина Олеговна. – Как мне объяснили, главные герои в фильме – архиепископ и монахиня, которая расследует преступления. Дело происходит в XIX веке. Наш монастырь, вообще-то, гораздо старше, зато фильм выиграет в достоверности – сто пятьдесят лет назад здесь жили настоящие священнослужители". КириллоБелозёрский монастырь был выбран москвичами по нескольким причинам. Во-первых, Юрий Мороз снимал здесь несколько сцен для нашумевшего сериала "Апостол" и успел основательно "облазить" территорию монастыря и его окрестности. Не исключено, что место для съёмок подсказал и сам писатель Борис Акунин, неоднократно побывавший на "натуре". Дотошность писателя давно известна. По условиям контракта с телевизионщиками, беллетрист имеет право выбора исполнительницы роли главной героини. Шесть лет, прошедших со дня покупки прав на экранизацию, Акунин выбирал. Полина Кутепова уже в 2002 году вошла в число его фавориток, но вынуждена была сначала пройти проверку на профпригодность – доказать свое право воплотить Пелагию в жизнь: Акунин доверил ей начитать книгу с романом "Пелагия и белый бульдог" в микрофон и выпустил диск. Автору понравилось, и Кутепова была утверждена. Юрий Мороз снимет шесть серий по мотивам вышеуказанного романа. Киноверсия будет показана по одному из центральных телеканалов в марте будущего года. Если смышлёная монашка, русский аналог мисс Марпл, полюбится зрителю, режиссёр спешно снимет продолжение – благо по роману "Пелагия и чёрный монах" уже написан сценарий. Нынче, как рассказала нам Галина Иванова, киношники пробудут в монастыре всего около недели. Однако если запустятся с продолжением, думается, местные интерьеры будут задействованы куда шире. Есть причины.
Такого подвижного города, как акунинский Заволжск, которому, по русской пословице, "собраться в дорогу – что подпоясаться", ни в мировой истории, ни в литературе не видано. Судите сами. В "Пелагии и белом бульдоге" город, название которого соотносится с реальным населенным пунктом Заволжье, по разным признакам располагается в Нижегородской области – леса, которые раскольниками кишмя кишат, да Урал недалече. В "Пелагии и чёрном монахе" Заволжск чудесным образом перемещается к западу. Петербург вдруг оказывается почти рядышком, да и вообще, как-то морем запахло, Северным и Балтийским. Короче, где-то в наших местах. Почему это происходит? Да потому, что автор жертвует географической правдой ради правды исторической. В первом романе требовались старообрядцы, которые на Вологодчине водились мало, – получите Нижегородскую губернию. Во втором же настоятельно требовалась поблизости крупная обитель, чем заволжские леса небогаты. Тут Русский Север и всплыл.
Изрядная часть действия второго романа о монахине Пелагии происходит в Новоараратском монастыре, занимающем несколько островов в некоем Синем озере. Пароходы к монастырю ходят из городка под названием Синеозёрск, в котором только двоечник по краеведению не усмотрит связи с нашим Белозёрском. Но монастыря, подобного описанному в романе, на Белом озере не имеется. Новоараратский предстаёт на страницах акунинской прозы неким экономическим чудом, где божественное тесно спаяно с коммерцией. Монахи здесь не столько молятся, сколько клеят этикетки на бутылки со святой водой, отправляемые для продажи в столицу. А епитимья, наказание за грехи, святыми отцами налагается на острове, куда валом валят паломники, не в виде бесполезных сотни поклонов или тысячи произнесённых молитв, а более практичным занятием – покрасить стену или построить забор. Оттого обитель процветает: обзавелась гостиницей, кафе, водопроводом и прочими плодами прогресса одновременно с крупными городами. Откуда Акунин взял эту модель? Неужто придумал?
Нет, не придумал; во всяком случае, не совсем. Похожие, пускай и не доведённые до такой степени "мирского" хозяйствования, черты можно найти и в КириллоБелозёрском и Соловецком монастырях, в которых на три сотни монахов было вдвое больше слуг, работающих часто не за плату, а "во спасение". Описание местности больше напоминает реалии Валаама, окружённого сорока островами. А легенда о возникновении обители – ходил одинокий монах Василиск и искал место для храма – почти один в один взята из летописи о заложении того же КириллоБелозёрского монастыря.
Во всех перечисленных монастырях Григорий Чхартишвили (настоящее имя Бориса Акунина) побывал в 2000 году. В летописях и других древнерусских документах тогда особо не копался, может быть, пытал экскурсоводов несколько больше положенного. Особенно деталями интересовался: в чём ходили монахи, чем питались, как работали и как досуг проводили. "Новоараратский монастырь – собирательный образ", – признался Акунин вологодскому журналисту. И всё же: где происходили описанные события, иными словами – где проживают Пелагия, её друзья и враги? В Вологодской, Архангельской, Новгородской… а может быть, все-таки Нижегородской области? Ответ даёт один из главных героев романа "Пелагия и чёрный монах". Выбравшись с острова, из монастыря, грязный и облачённый в лохмотья злодей Алёша Ленточкин решается бежать в Петербург, а потом в Америку. Но сначала надо добраться до первого ближайшего крупного города, чтобы с железной дорогой. Куда свернёт – в Архангельск, Нижний Новгород? Куда же ему ближе?.. "Ничего, третьим классом до Вологды, а там приодеться, да в хорошую гостиницу, чтоб с ванной, с рестораном".
Сергей Виноградов
Газета "Речь"
(Вологда), №124, 09.07.2008 г.
Юрий Мороз приехал в Суздаль со своими огурцами
Он снимает фильм по роману Бориса Акунина
– Внимание, тишина на площадке, снимаем! – эта фраза для Суздаля скоро станет банальностью.
Месяц назад отсюда уехал Павел Лунгин, а вчера в Суздале стартовали съемки шестисерийного фильма по роману Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог". Экранизировать роман взялся режиссёр Юрий Мороз.
На территории Спасо-Ефимиева монастыря – актёры, одетые монахами. Снимается сцена разговора между Пелагией и её наставником Митрофанием. Накрапывает дождь, но съёмки продолжаются. Съёмочная группа заботливо урывает под зонтом корзину с огурцами и луком. Оказывается, весь реквизит, включая пресловутые огурцы, "Мосфильм" привёз с собой. Была бы суздальчанкой — за огурцы оскорбилась бы.
Юрий Мороз в Суздале не первый раз – снимал здесь "Братьев Карамазовых".
– Суздаль – один из немногих городов, который сохранил свою архитектуру. Здесь можно снимать без достроек,– хвалит город режиссёр. – На территории монастыря даже ничего не пришлось менять. В Суздале будем снимать часть фильма, связанную с городом. Остальное – в Москве и Кинешме. Некоторые сцены, снятые в суздальском монастыре, будут перебиваться со сценами в Кирилло-Белозёрским монастыре. Сериал выйдет на экраны в начале 2009 года на канале "Россия".
Суздальчане к постоянно прибывающим актёрам уже привыкли.
– А это не Полина ли Кутепова? Она? Ой, сколько я актёров известных на старости лет перевидаю,– радуется стоящая за оградой бабушка.
С актёрами для массовки – своя история. Владимир Степашков в массовке снимается с 1984 года, в "Пелагее" играет монаха.
– В "Братьях Карамазовых" я Самсонова в сцене с Грушенькой играл,– вспоминает он, а в "Иване Грозном" у Лунгина – боярина, там буквально 1-2 фразы было. Вот в этом фильме со мной и сын мой снимается, тоже монах, только у меня борода приклеенная, а у него – настоящая.
Кстати, сын Владимира Степашкова, поснимавшись у Кирилла Серебренникова в "Юрьевом дне", поступал в мастерскую режиссёра во ВГИК, но последний тур не прошел. В следующем году опять будет пробоваться. Кино — дело заразное.
СПРАВКА "КП"
Режиссёр: Юрий Мороз ("Юность Петра" – 1980, "Тайна "Чёрных дроздов" – 1983, "Мэри Поппинс, до свидания!" – 1983, "Государственная граница" – 1986, "Каменская" и другие)
В главных ролях:
Пелагия – Полина Кутепова
Митрофаний – Александр Феклистов
Тихон – Александр Голубев
Бубенцов – Тимофей Требунцев
Анна Загорская
Фото: Александр Уткин
"Комсомольская правда", 22.07.2008 г.
Полина Кутепова вживается в образ монахини Пелагии
Сериал по культовому роману Бориса Акунина начал снимать режиссёр Юрий Мороз
– Внимание, тишина на площадке! – эта фраза для Суздаля скоро станет банальностью. Месяц назад отсюда уехал Павел Лунгин, снимавший фильм об Иване Грозном. А теперь Юрий Мороз начал работу над шестисерийной картиной по роману Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог".
По территории Спасо-Евфимиева монастыря степенно прогуливаются актёры, одетые монахами. Накрапывает дождь.
– А это не Полина ли Кутепова? Она? Ой, сколько я актёров известных на старости лет перевидаю, – радуется стоящая за оградой бабушка.
Полина Кутепова играет монахиню Пелагию. Кажется, что она всю жизнь ходила в чёрной рясе и перебирала четки. Несмотря на звёздный статус, актриса всем улыбается, раскланивается с местными жителями. А чуть начался ливень – бежит раздавать всем актёрам и съёмочной группе зонты.
Но подойти к актёрам с вопросами проблематично. Это у Лунгина перерывы между эпизодами были большие, тот долго объяснял актёрам, как видит ту или иную сцену. Телесериал – другая скорость: отсняли эпизод, повторили текст следующей сцены, и опять: "Мотор!" Надо успеть, ведь все шесть серий канал "Россия" ждет к началу следующего года.
СПРАВКА "КП"
Действие романа Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог" происходит в российском городке Заволжске в конце XIX века. Местный епископ и его верная помощница монашка Пелагия расследуют череду жутких преступлений: в окрестностях города находят трупы с отрезанными головами.
В главных ролях:
Пелагия – Полина Кутепова.
Митрофаний – Александр Феклистов.
Тихон – Александр Голубев.
Бубенцов – Тимофей Требунцев.
Анна Загорская
Фото Александра Уткина
"КП" – Владимир", 23.07.2008 г.
Полина стала Пелагией
В Суздале экранизируют "Провинциальный детектив" Бориса Акунина
Скоро коллекция экранизаций детективов Бориса Акунина пополнится восьмисерийным телевизионным фильмом о монашке-сыщице Пелагии. С Эрастом Фандориным зрители уже хорошо знакомы, а вот героиню "Провинциального детектива" увидят впервые. Снимать первую часть трилогии – "Пелагия и белый бульдог" – взялся режиссёр Юрий Мороз. Главную роль в фильме играет Полина Кутепова.
Действие романа развивается на рубеже XIX-ХХ веков в провинциальном городе Заволжске. В имении тётушки губернского архиерея Митрофания кто-то нещадно травит её любимых собак. Заботливый племянник посылает расследовать это дело смышлёную монахиню Пелагию, которая приходит к выводу, что за убийством бульдогов скрываются куда более серьёзные замыслы.
География съёмок разнообразна: Кострома, Кирилло-Белозёрский монастырь, усадьба "Щелыково". В роли августовского Заволжска выступил июльский Суздаль, куда и отправился корреспондент "МК".
Съёмочная площадка расположилась на центральной улице Суздаля, где женщины с вёдрами с солёными огурцами деловито разговаривают по мобильному телефону рядом с шикарными иномарками. И вдруг – бац! – как в машине времени, я оказываюсь в обществе мужчин в цилиндрах, дам с томными лицами и бабушек-крестьянок, задирающих подолы длинных двойных юбок, чтобы не испачкать.
– Вам удобно так ходить? – интересуюсь я у одной из актрис массовки.
– Ходить-то нелегко, но раньше все такую одежду носили. У моей бабушки и пять юбок одновременно было надето. Это меня ещё "повысили" сегодня до торговки. В прошлый раз я нищенку играла. Вчера пятьсот заплатили да сегодня пятьсот… До пенсии дотянуть хватит.
Поговаривают, что ещё на зимних съёмках фильма Лунгина "Иоанн Грозный и митрополит Филипп" администраторы картины с трудом находили желающих поучаствовать в массовых сценах. Особенно туго было с актёрами-мужчинами. Поэтому на "Пелагии" массовка, выходя из кадра, тут же переодевается и снова появляется перед камерой. Интересно, заметят ли это зрители?
В это время художники-оформители устанавливали на тротуар чугунные фонарные столбы XIX века, которые вблизи оказались всего лишь их пластмассовыми копиями. Кипела работа и у костюмеров: кому-то надо усы приклеить, кому-то парик наладить, у кого-то поправить шляпу, съехавшую набок… Больше всего не повезло девушкам, играющим крестьянских дочерей. Их попросили разуться, так что полдня они проходили босиком по пыльному и разбитому суздальскому асфальту.
Вскоре на площадке появилась исполнительница главной роли Пелагии – Полина Кутепова с дочерью Надей. Работы у неё в этот день было немного: снимались в основном общие планы. Но местных жителей, пришедших посмотреть на Полину, это волновало в последнюю очередь. Больше всего их интересовало, как раздобыть автограф у избегавшей разговоров с посторонними актрисы.
Но кому в этот день точно не повезло – так это автомобилистам. Мало того что половину проезжей части заняли конными повозками, так ещё и каждые три минуты киношники перекрывали движение напрочь.
– Акунин – замечательный беллетрист, один из лучших у нас в стране, – рассказал "МК" Юрий Мороз в один из перерывов. – Я с удовольствием работаю с этим материалом. Что касается исполнительницы роли Пелагии Полины Кутеповой, то, во-первых, она в точности подходит по амплуа и типажу. А во-вторых, сам Акунин хотел, чтобы снималась именно Кутепова.
– Вот уже второй фильм после "Братьев Карамазовых" вы снимаете в Суздале…
– Это, наверное, единственный город в стране, где ещё сохранилась неподдельная историческая среда. Следы той эпохи ещё остались отдельными пятнами, например, в Новгородском кремле. Но нигде нет такого цельного ощущения, как в Суздале. Здесь нет рекламы, нет столбов с проводами и в отличном состоянии сохранились дома и даже образ жизни тех лет.
– На вашем счету это не первый детектив…
– Просто так сложилось. Я и не только детективы экранизировал – вспомнить хотя бы "Братьев Карамазовых". Хотя Достоевский – это тоже, по-хорошему, детектив. Детективная основа сюжета, как пружина действия, в любом случае хороша. Другой вопрос – что за ней возникает.
Что касается самой формы, то некоторые истории можно рассказать только в формате телевизионного художественного фильма. Подчеркну: не сериала, а именно телефильма. Тех же "Братьев Карамазовых" невозможно ужать в формат трёх часов. Или получится хорошо показать только одну линию.
Ирина Курочкина, специально для "МК", Владимир
"МК", 05.08.2008 г.
Собачья история
Кинематографисты взялись за экранизацию романа Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог". Исполнительницу роли главной героини – рыжеволосой монахини Пелагии – выбирал сам писатель. На съёмках побывали Анна Родина и Витал Фёдоров (фото).
– Так, собанек на площадку несём! – командует режиссёр Юрий Мороз.
"Собаньки" – два полуторамесячных щенка английского бульдога
– в это время мирно спят в машине и не подозревают, что сейчас войдут в историю, снявшись в кино.
Съёмки идут в московском Битцевском парке, на территории усадьбы Трубецких.
По сюжету монахиня Пелагия расследует дело об убийстве собак… В сцене, на съёмках которой мы присутствуем, генеральша Татищева (Нина Усатова) узнаёт, что её любимого белого бульдога Загуляя отравили, и с горя ложится в постель помирать. Но монахиня Пелагия и племянник помещицы, епископ Митрофаний (Александр Феклистов), придумали, как вернуть барыне желание жить: привезли двух щенят.
Как растрогать Нину Усатову
– Быстрее, девочки, щенки не будут долго ждать! – и помощницы режиссёра вносят на площадку корзинку с сонными бульдожками.
– Дело в том, что собакам этой породы нельзя давать снотворное, – у них слабое сердце, – объясняет Юрий Мороз. – Кроме того, они почти не поддаются дрессуре. Так что мы стараемся снять дубль как можно быстрее, пока щенки не разрезвились.
Мотор! Дым-машина имитирует копоть свечей. На широкой кровати лежит Нина Усатова и стонет. Александр Феклистов ставит в ноги коллеге корзинку со щенками:
– Вот, скоростным паровым катером из Нижнего доставили от купца Скрипкина!
– Ух вы мои хорошенькие! – восклицает Усатова и прижимает собак к себе. – Вот я вас сейчас съем!
Белые бульдоги умильно зевают.
– Давайте ещё дубль, – говорит режиссёр. – Ниночка Николаевна, скажите: "Ой, а ушко-то в крапинку!"
На ухе одного из псов действительно мелкие коричневые пятнышки. В книге Акунина бульдоги помещицы были белыми с коричневым ухом. Генерал Татищев служил в кавалергардах, и в их эскадроне был обычай надевать каски набекрень. Коричневое ухо у собак, которых он разводил, символизировало каску.
– До съёмок в фильме я вообще ничего не знала об этой породе, – говорит Нина Усатова. – Оказалось, они такие трогательные. Прижимаешь к себе – и чувствуешь биение сердечек. У меня на глазах слёзы выступают! Причём, когда у нас снимался первый пёс, он весил 18 килограммов, и я не смогла поднять его. (Смеётся.) Потом были трёхмесячные щенки – по десять кило, а эти, крошечные, ещё совсем лёгонькие. И все эти собаки очень добрые, как маленькие дети, и совсем не агрессивные. Так бы и завела себе одного! – вздыхает Нина Николаевна. – Но я ведь актриса, постоянно на съёмках, на гастролях. Но, думаю, когда у меня будет свой дом, я всё-таки заведу себе бульдога. А пока что здесь с ними нацеловалась. (Смеётся.)
Акунин выбрал героиню
После пятого дубля режиссёр наконец-то доволен и отпускает актёров домой. Смена окончена.
– Снимите с меня, пожалуйста, рясу, – просит, выходя с площадки, Александр Феклистов. Оказывается, костюм его героя епископа Митрофания весит около десяти килограммов, так как расшит золотой и серебряной нитью.
А вот Нина Усатова своим костюмом – домашним платьем помещицы Татищевой и кружевным чепцом – более чем довольна. По словам актрисы, она всю жизнь мечтала сыграть барыню.
– Я читала книгу Акунина, но в жизни бы не подумала, что меня пригласят играть генеральшу! – рассказывает "ТН" Нина Николаевна. – Как-то мне мало давали играть господ, всё больше простой люд. (Смеётся.) Самое интересное, что в усадьбе Трубецких я уже снималась у Павла Лунгина в картине "Дело о "Мёртвых душах" (2005). И именно здесь он тогда сказал мне: "Нина, ты словно родилась в этих платьях, тебе бы эту барскую одежду носить!"
На роль монахини Пелагии актрису Полину Кутепову утвердили без проб.
– Борис Акунин закрепил за собой право выбирать главных героев, – говорит Мороз. – И выбрал Полину – по-моему, абсолютно правильно. Она идеально подходит по типажу. К тому же она начитала аудиокнигу Акунина о белом бульдоге, так что была уже готова к роли!
Продолжение будет?
Возможно, будет экранизирован ещё один роман о Пелагии – "Пелагия и чёрный монах".
– "Чёрный монах" значительно дороже. Вот мы и решили сначала снять "Белого бульдога". По "Каменской" помню, что зрители не всегда готовы принять в качестве главной героини умную женщину, которая расследует преступления. А наша Пелагия ещё и монахиня. Посмотрим, проголосуют ли зрители за этот фильм, и если да – будем снимать историю о чёрном монахе, – улыбается Мороз.
Восьмисерийный фильм покажут на канале Россия в 2009 году.
"Теленеделя", 2008 г.
Полина Кутепова берёт след
Юрий Мороз – режиссёр плодовитый. Сейчас на "Мосфильме" он работает над монтажом сразу двух своих картин – многосерийного телевизионного фильма "Братья Карамазовы" и экранизации романа Бориса Акунина "Пелагия и Белый бульдог".
Права на экранизацию знаменитого детектива продюсеры фильма выкупили ещё в 2002 году. Однако съёмки начались только летом этого года.
Одна из причин столь долгой задержки (кроме финансов) – поиск актрисы на главную роль. В романе Бориса Акунина внешность Пелагии описана довольно подробно – это скромная монашка в рясе, молодая и худенькая, а главное – с рыжими волосами. Рыжих актрис в российском кино не так много – Амалия Мордвинова, Ольга Красько (сыграла главную роль в "Турецком гамбите", другой экранизации Акунина) и сёстры Кутеповы – Полина и Ксения. Из этого небольшого списка в итоге была выбрана Полина Кутепова. И не кем-нибудь, а самим Борисом Акуниным, который при продаже прав на экранизацию поставил продюсерам условие – актрису на роль Пелагии без его согласия не утверждать.
Актер Александр Феклистов на роль духовного наставника Пелагии – владыки Митрофания – также был выбран лично Акуниным. А вот остальных исполнителей – Александра Голубева, Тимофея Трибунцева, Викторию Исакову, Максима Матвеева, Нину Усатову – Юрий Мороз искал и утверждал сам.
Полина Кутепова во время съёмок фильма интервью журналистам не давала, поскольку это запрещено ей контрактом. Другим актёрам раскрывать подробности сюжета также не рекомендовалось – для соблюдения интриги. Сюжет фильма – довольно точная экранизация романа Акунина, но есть в нём и новые сюжетные повороты и ходы. Так что даже те, кто знает текст романа наизусть, узнают из картины много нового.
Толчком для развития сюжета становится череда загадочных убийств в доме генеральши Татищевой (Нины Усатовой). Неизвестный преступник убивает её любимых белых бульдогов. Владыка Митрофаний отправляет к Татищевой любознательную монашку Пелагию – расследовать это дело. В способности Пелагии никто особенно не верит – что там может раскопать монашка! – но она с блеском вычисляет преступника.
В ходе расследования Пелагия меняет внешность. И на время превращается в другого человека. Таким образом, Полина Кутепова сыграла в фильме фактически две роли – скромной монашки Пелагии и роскошной светской львицы Лисицыной.
Съёмки фильма проходили в местах, где ещё сохранились быт и архитектура 19-го века. Сцены в доме генеральши Татищевой снимались в усадьбе Щелыково, принадлежавшей когда-то драматургу А. Н. Островскому, общие виды маленького провинциального Заволжска (где развиваются события фильма) – в городе Суздале (кстати, здесь же Мороз снимал и "Братьев Карамазовых"!). Кроме того, часть эпизодов отсняли в Костроме, подмосковной усадьбе Знаменское-Садки, Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Так что кроме увлекательного детективного сюжета и (надеемся!) интересных актёрских работ, фильм наверняка порадует и обилием достоверной натуры.
Полностью закончить работу над картиной Юрий Мороз планирует к весне следующего года. Предыдущие экранизации романов Акунина ("Азазель", "Турецкий гамбит", "Статский советник") бесспорного успеха не имели и разочаровали многих поклонников Акунина и кинокритиков. Поскольку у Юрия Мороза опыт удачных постановок детективов уже есть (именно он вывел в люди "Каменскую"), то не исключено, что его "Пелагия" окажется приятным исключением из правил. И, наконец, устроит всех любителей Акунина.
Евгений Безбородов
www.mosfilm.ru, 24.10.2008
Полина Кутепова едва не утонула
На съёмках сериала "Пелагия. Белый бульдог" пролилось пять литров крови
Режиссёр Юрий Мороз только что завершил съёмки 6-серийной картины по роману Бориса Акунина "Пелагия. Белый бульдог". Действие происходит в российском городке Заволжске в конце XIX века. Съёмки проходили в Суздале, Костроме, Кириллове, под Санкт-Петербургом и в Москве. На роль главной героини – монашки Пелагии автор произведения выбрал актрису сам – её играет Полина Кутепова. По сюжету героиня благодаря своей мощной интуиции раскручивает запутанные и жестокие преступления. Александр Феклистов перевоплотился в митрополита Митрофания, а Нина Усатова сыграла помещицу Татищеву. В предпоследний съёмочный день на площадке фильма побывали наши корреспонденты.
– Юрий Павлович, отрезанные головы в полном порядке! – радостно сообщил режиссёру Юрию Морозу ассистент по реквизиту.
– Пусть трупы полежат до завтра, сегодня – только стреляем, – раздался в рупор ответ.
Над площадкой то и дело грохотали выстрелы, на мокрую от дождя пожелтевшую траву падал убитый человек.
– Много ли у нас ещё крови? – поинтересовался режиссёр. – Сцена дуэли, господа, одна из последних, поэтому снимать будем "до победного"!
– Юрий Палыч, – прозвучал чей-то жалобный голос, – мы уже литров пять крови извели!
Неподалеку в машине пиротехник то и дело перезаряжал пистолеты.
– Они у нас музейные, но стреляют не понарошку, – поделился специалист. – Перезаряжать их, правда, часто приходится, сегодня уже в 20-й раз это делаю.
– Предлагаю сделать небольшой перерыв. Пообедайте, и заодно подсушите одежду, – предложил режиссёр.
– Очень интересно было работать над этим материалом, – поделился своими впечатлениями о работе над "Пелагией" Юрий Мороз. – Акунин – замечательный беллетрист. Думаю, что не последнюю картину снимаю по его произведению.
И с командой актёров режиссёру, по его словам, работать было – одно удовольствие.
– Мы все работали на одном дыхании, группа оказалась очень работоспособной. Нескромно, наверное, но я собрал на этой картине своих близких родственников. Моя супруга Виктория Исакова сыграла экзальтированную особу Наину, Дашу Мороз я пригласил на роль губернаторши, ей очень подошёл образ эдакой фифочки. Дарья меня обычно слушается, а вот на критику реагирует по-разному. Им ведь не просто – и Даше, и Вике. Все актёры в конце смены говорят: "До свидания!" – и домой идут от меня отдыхать, а у дочери и жены разбор полетов ещё и дома происходит. Но я – не тиран. Во всяком случае, проблемы на работе на нашем быте никогда не отражаются.
Усатова купит дом
Невероятно сложными, по словам режиссёра, были сцены с белыми бульдогами.
– С хозяевами собак переговоры велись несколько месяцев. Эта порода – особая, им нельзя вводить снотворное, у них сердечки слабые, а снять животных надо было мёртвыми. Вот и приходилось ловить моменты, пока собаки спали.
Больше всех с бульдогами возилась Нина Усатова, ведь по сюжету она – их хозяйка. Нина Николаевна была в восторге от четвероногих партнеров. Один из подопечных весил 18 кг., и Нине было тяжеловато держать его на руках, – рассказывает Юрий Мороз. – Зато, когда принесли 10-килограммовых щенят, она их из рук не выпускала.
Нам Усатова сообщила, что, когда купит свой дом, обязательно приобретет щеночков такой же масти. В барском интерьере Усатова чувствовала себя прекрасно, только сетовала, что до сих пор ей приходилось играть одних простолюдинок.
– Мы ахнули, когда увидели Нину Николаевну в роскошных нарядах, она как будто родилась барыней, – рассказывали художники по костюмам. – Такую актрису, как Усатова, одевать – сплошное удовольствие, она совсем не капризна, и с потрясающим чувством юмора и самоиронии.
А вот Александру Феклистову приходилось тяжело. Ряса митрополита, хоть и шикарная, но очень тяжелая. Носить такой наряд в летний зной было непросто, Александр изнемогал от жары. А Полина Кутепова, наоборот, изрядно померзла.
– Я так переживал за Полину, когда мы снимали сцены на Волге, – вспоминает Юрий Мороз. – В том месте течение оказалось сильным, с ним тяжело справиться даже хорошим пловцам. А Полина, хоть и держится на воде, плавает плохо. Как назло в тот день погода резко испортилась, начался сильный ливень, и течения вообще не стало видно. Конечно, шли на риск. Но Кутепова – девушка сильная, стоически продержалась все дубли. Пришлось потом отогревать нашу Пелагию русским народным способом. Вообще-то спиртное у меня на площадке – дело запретное, но в этом случае прислушался к коллективу и решил сделать исключение.
Мариана Саид Шах, фото Руслана Вороного
"Экспресс-газета", №43 (716), 29.10.2008 г.
Следствие ведёт Пелагия
Закончились съёмки новой картины режиссёра Юрия Мороза по роману Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог".
В последний тёплый день осени к обветшалому, но всё ещё величественному дворцово-парковому ансамблю на юго-востоке Москвы подъехала легковая машина. Оттуда вышла миловидная улыбчивая девушка с легким средиземноморским загаром. Впорхнула сквозь колоннаду в запустелый дворец, неблагоговейно пробежала мимо портрета государя императора вверх по широкой белокаменной лестнице и скрылась из глаз.
Десять минут спустя, поднявшись по той же лестнице и пройдя через широкую залу в небольшой кабинет, мы обнаружили там труп виденной нами девушки. За десять минут она успела не только умереть насильственной смертью, но и, напрочь лишившись загара, побледнеть и местами даже позеленеть. Вдобавок она вся была залита клюквенным соком. В ужасе остолбенев, мы были приведены в чувство внезапным появлением дюжины людей с хлопушками, прожекторами и камерой. Обступив труп, они, нимало не смущаясь, стали фотографировать обезображенное клюквой и тленом тело и укладывать его то так, то эдак… Милицию никто вызывать не спешил.
Услышав сакраментальное: "Снято!", "труп" поднялся, улыбнулся нам заговорщицки, и проследовал на балкон, покурить и подышать свежим воздухом…
Усадьба Трубецких, находящаяся в колоритном запустении, как нельзя лучше подходит для съёмок одного из самых зловещих эпизодов акунинской эпопеи про Пелагию. Ненадолго имение превратится в загородный дом княжны Наины Телиановой, красавицы и самодурки, сыграть которую выпало Вике Исаковой. Именно, здесь и будут убиты и взбалмошная хозяйка и её горничная, труп которой мы и наблюдали.
Для тех, кто не успел (или не захотел) прочесть детектив Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог", перескажем в двух словах сюжет: монахиня Пелагия (Полина Кутепова) пытается разгадать череду страшных убийств людей и белых бульдогов, которые происходят в тихом и благолепном провинциальном городке Заволжске. В отличие от бурной жизни другого акунинского героя светского Эраста Фандорина, Пелагия, избрав духовную стезю, живёт уединенно, чередуя монастырскую скуку с расследованием преступлений. Единственной наградой за интеллектуальный сыск ей служит благодарность владыки Митрофания (Александр Феклистов), который и даёт ей столь странные "послушания". Сюжет данной книги литературного сериала закручивается в имении заядлой собачницы генеральши Татищевой (Нина Усатова), у которой убили любимого бульдога с левым коричневым ухом.
Историю, рассказанную Борисом Акуниным, переписала для кино известный сценарист Зоя Кудря, а режиссёром 8-серийного фильма выступил мастер детективного жанра Юрий Мороз, только что закончивший другую историческую многосерийку "Братья Карамазовы". Так что к XIX веку ему не привыкать.
На роль Пелагии была приглашена звезда театра Петра Фоменко Полина Кутепова. Театралы знают её по "Волкам и овцам", которые идут в театре семнадцатый год, а телезрители запомнили светозарное лицо Полины Павловны ещё по картине Георгия Данелия "Настя". Этот внутренний свет заметил не поверхностным взглядом и мастер беллетристики Григорий Шалвович Чхартишвили, в миру – Борис Акунин. Писатель поставил непременным условием, чтобы в экранизации "Пелагии" умницу-монахиню играла Полина Павловна, и только она. Умеют грузинские мужчины увидеть в женщине её тайную суть.
…Но вернёмся к усадьбе Трубецких. Теперь её на наших глазах перереконструируют в мрачную канцелярию мифического городка Заволжска. По широкой белой лестнице из кабинета в кабинет будут сновать хитроватые купчики в новеньких поддёвках и полицейские в начищенных ваксой сапогах. Все эти мирные и не очень обыватели вовлечены в сеть карьерных интриг петербургского чиновника Бубенцова. "Бубенцов – фигура в высшей степени современная, – рассказывает о своем персонаже Тимофей Трибунцев. – Он – напористый, целеустремленный и честолюбивый человек. И хотя он совершал не очень хорошие поступки, я его любил всё время съёмок". Совсем иного мнения о Бубенцове монахиня Пелагия, которая называет его "исчадием ада".
Вот Тихон Спасённый, слуга Бубенцова, поднимается в канцелярию, нашептывая что-то на ухо услужливо семенящему рядом с ним провинциальному чинуше. Его роль исполняет Александр Голубев. Саша по-злодейски сутулит плечи, так что руки свисают почти ниже колен. Под сюртук он подложил вату, чтоб спина выглядела горбатой, как и положено спине отъявленного подлеца, поднаторевшего в поклонах. Лицо бледное, в тон ядовито-зелёному сюртуку. На коротко стриженой блондинистой голове – длинный светло-коричневый парик. И походка, походка… Тяжело шаркает по белым ступеням Спасённый, и взгляд его тяжёл, как могильный камень. Что любопытно, в предыдущем фильме Юрия Мороза "Братья Карамазовы" Александр Голубев сыграл богомольного праведника Алёшу.
Духовного отца Пелагии, владыки Митрофания, сегодня в усадьбе нет. Самолет актёра Александра Феклистова уже сутки не может вылететь из Душанбе. Нет и Пелагии – Полина Павловна сейчас в Киеве. Но режиссёр не слишком опечален их отсутствием, поскольку картина большей частью уже снята. Идет пересъёмка некоторых эпизодов. Под "Полину" наряжают дублёршу, которая с видимой грустью расстаётся с маникюром – не положено монахине заниматься украшательством ногтей.
Какие впечатления остались от съёмок у белых бульдогов, нам выяснить не удалось. Как и то, где режиссёр нашёл их в таком количестве, – одинаково белых, криволапых и с коричневым левым ухом у каждого, как и требовалось по сюжету. Мы попробовали выяснить это сами и уже начали входить во вкус, как съёмки внезапно закончились, режиссёр и бульдоги исчезли, а на месте усадьбы убиенной княжны Телиановой вновь обосновалось чудом уцелевшее со времен советской империи загадочное НИИ.
И лишь в одном из кабинетов старого особняка НИИ-Трубецких был обнаружен тот самый провинциальный чинуша, которому нашёптывал на ухо злодей Спасённый свои злодейские мысли. А может, это и не тот чинуша, а другой, на него похожий. Только из нашего времени.
Веста Боровикова
"Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ",
ноябрь 2008 г.
Борис Акунин: Показ сериала "Пелагия и белый бульдог" перенесли на осень!
Известный писатель побывал в редакции нашей газеты и рассказал об экранизации своих романов
Недавно завершились съёмки телесериала по книге Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог" для канала "Россия". Съёмочная группа держит в секрете всю информацию о фильме. Но мы расспросили об экранизации самого писателя.
– Это восемь серий, я их уже видел, – признался нам Борис Акунин. – Режиссёр – Юрий Мороз. ("Апостол", "Каменская", "Братья Карамазовы". – Прим. ред.) Их должны были, кажется, показать этим летом. Но, похоже, всё отложилось до осени.
– Кто играет Пелагию?
– Пелагию играет та, кто и должен был её играть. Это Полина Кутепова. Я с самого начала хотел видеть в сериале эту актрису и добивался этого, и теперь я вижу, что оказался прав.
– А ведь ходили разговоры про Амалию Мордвинову…
– Я с трудом себе представляю Амалию в образе монахини. Полина Кутепова не только очень хороша в роли монахини, но она ещё там очень хороша (я сейчас говорю "хороша" в смысле красоты), когда переодевается в светскую даму. И там очень хорош Александр Феклистов, который играет епископа Митрофания.
– Вам понравился сериал?
– Что-то понравилось, что-то не понравилось. Экранизировать, как известно, надо авторов, которые уже умерли. Потому что живому автору угодить невозможно. Но там есть вещи очень удачные.
– Вы сказали, что вам понравилось попадание в роль Кутеповой. А Фандорины, которых играли Носков, Бероев и Меньшиков, вам нравились?
– Фандорины нравились. Каждый по-своему. Когда спрашивали моё мнение по поводу предыдущих экранизаций, я всегда чувствовал себя не вправе от этого дела отстраняться, потому что я был автором сценария и участником коллектива. А в данном случае фильм "Пелагия и белый бульдог" снят без моего участия. Поэтому, когда сериал выйдет, я думаю, что могу себе позволить говорить, что я думаю. Что мне там нравится, что не нравится. Но не сейчас, пусть сначала люди увидят фильм.
Максим Чижиков
"Комсомольская правда", 04.06.2009 г.