Ксения и Полина Кутеповы родились в семье московских инженеров 1 августа 1971 года.
Из интервью Полины Кутеповой:
"– А своё детство ты хорошо помнишь?
Полина: К сожалению, плохо. Но вдруг сейчас многие эпизоды почему-то стали мне вспоминаться... Я сейчас с удивлением вспоминаю, что мы с сестрой были настолько стеснительные и замкнутые, что обратиться с каким-то вопросом к постороннему человеку становилось пыткой. Но так как иногда всё-таки приходилось спрашивать, который час, сколько что стоит, мы устанавливали очерёдность между собой, кто будет это делать, и строго её соблюдали.
– Ксюша рассказывала, что была таким сорванцом, любила играть с мальчишками, а не в куклы… А какой была ты?
Полина: Это были и куклы, и мальчишеские игры тоже. Несмотря на то что нас три сестры, влияние папы было очень сильным. Он инженер-астрофизик. И поэтому мы росли спортивными, немножко хулиганистыми были. И драки имели место – словом, всё, как у всех. Мужское, мужественное воспитание давало себя знать: всегда могли постоять за себя".
Из телепередачи с участием сестёр Кутеповых:
"Ксения: Я вам сейчас расскажу одну историю, случай из детства, по-моему, ситуация сохраняется до сих пор. Я помню, мы идём к подъезду, к нам прицепились какие-то две девочки, это – детство такое, глубокое… Какие-то девочки, непонятные – конфликт – и Полина лезет драться, а я её (смеётся) увожу, вот, я всячески пытаюсь развести ситуацию…(заливается смехом)
Полина (укоризненно): Что ж это ты рассказываешь, Ксения?
...Ведущая: А сколько вам лет было?
Ксения: Ну, там, сколько, там, лет по… по одиннадцать-двенадцать, вот так вот. Да, но вот, по-моему, вот эта… ситуация, такое вот, распределение сил, оно до сих пор… существует.
Полина (насмешливо): Ну не знаю, не знаю…"
В те времена у сестёр была одна жизнь на двоих. "У нас даже одежда была исключительно общая, – вспоминает Ксения, – кто раньше схватит, тот и идёт. Сейчас, когда разъехались, мой гардероб значительно оскудел".
Надежда Николаевна, мама Полины и Ксении, уверяет, что своих девочек никогда не путала. Разве что по голосам:
– Вот и сейчас, когда они звонят по телефону, могу ошибиться. Теперь они выросли, но мне очень важно, что их отношения друг с другом остались прежними. Например, в детстве Полина и Ксения никогда не ссорились из-за одежды. Я специально покупала им разные вещи. Приносила и оставляла – кто что выберет. Они не дрались, не ругались. Вообще не выясняли отношений вслух...
– Девочки всегда становились центром внимания, где бы ни оказались, – не без гордости говорит о своих дочерях мама Надежда Николаевна, но тут же спохватывается. – Ой, что-то я расхвасталась. Нехорошо это. Я просто очень своих девочек люблю и переживаю за них. А вот к их успехам отношусь сдержанно, всё в мире преходяще. Публичность, слава – это такая суета, хотя не так уж Полина и Ксения популярны. Жалко, что их мало в кино снимали...
Полина: Мама всегда старалась одевать нас с сестрой красиво. Хотя, когда мы росли, красивую одежду купить было практически невозможно, и поэтому она нам её шила сама. Помню, как только в моду вошли мини-юбки, они тут же появились у нас. Это были такие коротенькие юбочки с оборочками, но из разной ткани и по дизайну тоже разные. (Родители никогда не одевали нас одинаково.) Причём, кажется, мама сшила их за одну ночь. У одноклассников наше появление в этих ультрамодных и ультракоротких юбках вызвало самый настоящий шок. Тут ещё важно понимать: тогда вообще выделяться своим внешним видом было как-то не очень принято. А мама не боялась эпатажа, понимаете? Ведь, как правило, это молодёжь не боится ничего нового, а родители их часто осуждают. А наша мама была не такой, как все. И я вот почему-то запомнила наши мини-юбки как символ маминого смелого отношения к жизни.
...А между прочим, не все знают, что у близняшек есть ещё одна – старшая (на два года) – сестра Злата, влияние которой на младших (по их же словам) было "просто огромным": "Златка всячески нами в детстве манипулировала, обманывала, как могла, но при этом слыла безусловным лидером и авторитетом".
Старшую сестру они уважают:
– Она намного эмоциональнее. Разница темперамента существенная. Она – холерик, а мы по сравнению с ней барышни флегматичные, как замедленная съёмка...
Из интервью Полины:
Полина: До какого-то момента мы с Ксенией жили под руководством старшей сестры Златы. А она была, скажем так, "ударена" театром. И увлекла им и нас. В нашей судьбе виновата только она. Злата организовала на даче домашний театр, и мы ей беспрекословно во всём подчинялись. Гуманитарная её направленность подвигнула нас с Ксенией поступить в литературную школу. В профессиональные театры мы ходили, правда, довольно редко, но играли в любительских. А в результате получилось так, что мы с Ксенией работаем в театре, а Злата, несмотря на то, что она окончила режиссёрский факультет Института культуры, – на телевидении.
– Родители ваши тоже "ударены" театром?
Полина: Совсем нет. Они инженеры, технари. Чрезвычайно интеллигентные люди. Из породы шестидесятников – "физиков и лириков".
Во время обучения в школе сёстры Кутеповы занимались в ансамбле песни и пляски имени В.С.Локтева и в детской киношколе при Дворце пионеров и школьников на Ленинских горах.
Жизнь сестёр Кутеповых в искусстве началась с танца. Семь с половиной лет сёстры плясали в ансамбле имени Локтева, выступали и в Кремле, и даже на сцене Большого (юные пионеры приветствовали членов правительства). Там-то их и приметили: позвали в кино. Одним фильмом дело не ограничилось. Необычная фактура – близняшки, очаровательные, да к тому же ещё рыжие – сыграла своё дело, и фотографии девочек были занесены в актёрскую картотеку.
Обе почему-то относятся к своим детским ролям несколько пренебрежительно. "Это всё было несерьёзно", – отмахиваются сёстры. Однако те работы – особенно экранизация сказки Яна Экхольма "Рыжий, честный, влюблённый" – принесли им первую известность.
Из статьи о Дворце пионеров на Ленинских горах:
"...про этих выпускниц во Дворце говорят одно:
"Они всегда мечтали быть артистками, и стали ими". В конце 70-х в ансамбль им. Локтева записались две девочки-близняшки – Полина и Ксюша.
"Поначалу мы путали двойняшек и даже просили маму завязать малышкам разноцветные бантики. А позже я стала различать их уже по голосам", – вспоминает главный хормейстер ансамбля Анна Егорова. Вскоре вместо хора
сёстры Кутеповы стали ходить на хореографию, потом поступили в киношколу Дворца, а потом стали артистками".
В 1988 году сёстры Кутеповы закончили московскую школу № 67 (теперь – гимназия № 1567).
Из интервью Полины:
"– Были ли у вас в жизни наставники, учителя, которых вы вспоминаете до сих пор?
Полина: Мне хотелось бы вспомнить учителей, которые встречались в моей жизни. Начну с учителей школьных. В первую очередь, это Тамара Натановна Эйдельман из 67-й школы. Она мне запомнилась тем, что относилась к нам с сестрой с пониманием. Позволяла нам многое, вплоть до того, что мы часто прогуливали уроки. Но прогуливали по делу: мы увлекались кино и очень много его смотрели. Тамара Натановна понимала, что это для нас важнее. Она как-то сказала, что мы так увлечены, что она не может нас отвлекать на учёбу. Был у нас в детской киношколе при Дворце пионеров и школьников на Ленинских горах педагог – Алла Ивановна Степанова. Это удивительный человек, из-под крыла которого вышло очень много способной и талантливой молодёжи. Алла Ивановна – неординарная личность, формировавшая наши взгляды на жизнь. И ещё надо назвать моего учителя в кино. Это Георгий Николаевич Данелия. Он был тем режиссёром, с которого началось моё знакомство с кино. Это счастье, что мне удалось с ним поработать".
В том же 1988 году Полина и Ксения поступили на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую знаменитого режиссёра и педагога Петра Фоменко.
Ксения: На самом деле ни я, ни моя сестра не хотели заниматься театром. Старшая сестра Злата, которая очень была поглощена и увлечена сценой, полностью определяла наше сознание, и мы безынициативно следовали за ней. Я даже уверена, что если бы мы с первого раза не поступили в театральный институт, мы бы дальше и не пытались пробить стену. Всё, конечно, вышло само собой: с детства снимались в каких-то картинах, детских фильмах, танцевали в локтевском ансамбле, поэтому страха сцены не испытывали никогда. Ну а дальше ещё одна счастливая случайность – мы поступили к Петру Наумовичу Фоменко. До этого я никогда не ходила в театр и, более того, достаточно равнодушно воспринимала те немногие спектакли, которые удавалось видеть. Естественно, они были не самые лучшие… И только Пётр Наумович, его ученики Сергей Женовач и Евгений Каменькович сумели помочь нам увидеть в театре подлинную жизнь.
Ксения с Полиной сдавали экзамены во все актёрские школы подряд. Им было совершенно всё равно, куда они попадут и попадут ли вообще. И когда им посоветовали разузнать про Фоменко и пойти учиться именно к нему, они спокойно согласились.
Из радиопередачи с участием Полины Кутеповой:
"К. Ларина: А вы поступали только в ГИТИС, Полина?
П. Кутепова: Нет, как все, везде проходила.
К. Ларина: Везде поступили?
П. Кутепова: Нет, мы с сестрой прошли на конкурс ещё к Хейфецу Леониду, а поскольку мы не знали, кто такой Хейфец, кто такой Фоменко...
К. Ларина: Было всё равно, да?
П. Кутепова: Нет, нас просто поймала одна девушка, по-моему, это была Даша Белоусова... Ученица Петра Наумовича, и она нас зажала на лестнице и сказала "идите к Фоменко". Как-то так нас застращала, хотя я думаю, что если бы мы пошли к Леониду Ефимовичу, тоже было бы замечательно, но судьба так распорядилась. Но мы не знали, кто Хейфец, кто Фоменко".
Из статьи о сёстрах Кутеповых:
"В театральный сёстры пошли вместе. "Почему?" – не удержалась я от вопроса. "Да так как-то, – ответила Ксения. – Нам просто не пришло в голову сделать по-другому". Даже вступительная "программа" была одна: сёстры разыгрывали по ролям стихотворение Хармса: "А вы знаете, что со, а вы знаете, что ба, а вы знаете, что ки, что собаки-пустолайки научилися летать?" – требовали они ответа у вступительных комиссий. Те отвечали: "Девочки, разделяйтесь, поступайте поодиночке. Актёрские курсы такие маленькие, кому нужны две одинаковые актрисы?".
По большому счёту, театр их тоже не интересовал. В этом вопросе сёстры были девочками необразованными, и когда, ещё учась в школе, попали на какой-то спектакль ("чудовищный" – закатывает глаза Ксения), он отбил всякую охоту к подмосткам. Признание нисколько не похоже на кокетство. Тогда почему всё-таки актёрство? Может быть, благодаря старшей сестре, театром увлечённой. Может быть, из-за гуманитарной школы, которая славилась своими театральными спектаклями. Может, повлиял актёрский опыт, полученный в юношеской киностудии на Ленинских горах.
Так или иначе, параллельно учебному процессу происходил процесс рабочий. Когда, несмотря на четырёхлетнее обучение, студентов оставили при институте на пятый курс, они уже не были просто студентами, они были труппой".
Получив диплом, сёстры Кутеповы так и остались "при учителе", стали актрисами Московского театра "Мастерская П.Н.Фоменко". Правда, в профессиональной режиссуре они себя так и не попробовали, зато сыграли в театре и в кино массу интересных ролей.
Из интервью Полины:
"– Тогда позвольте спросить о личном. Когда ваше сердце забилось при виде вашего мужа – Евгения Каменьковича? Он же был вашим педагогом, режиссёром.
Полина: Это случилось ещё на втором курсе. Помню, как я тогда подумала: хорошо, если бы этот мужчина стал моим мужем".
Из интервью Ксении:
"– Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
Ксения: Мой муж – Сергей Осипьян. Он замечательный человек, я его очень люблю. По профессии он кинорежиссёр, и я очень надеюсь, что когда-нибудь состоится наша творческая встреча в какой-нибудь общей работе".
Из статьи о Ксении Кутеповой:
"Одна моя знакомая, тоже сестра-близнец, как-то призналась, что её романы всегда завязывались одновременно с сестринскими и развивались параллельно. Такая вот прихоть судьбы. "Правда?" – допытываюсь у Ксении. "Неправда" – быстро и безапелляционно заявляет она. "Хотя свадьбы мы с Полинкой сыграли с разницей в полмесяца. Но отрицать я буду категорически".
Ксения: Мы с мужем были знакомы лет шесть, и в течение всего этого времени ни в нём, ни во мне ничего не отзывалось. А потом вдруг... не только отозвалось, но вспыхнуло ярким костром, и через два месяца мы поженились. Суперромантичное приключение, в котором я чувствовала себя как героиня пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь": там тоже все то влюбляются, то разлюбляются.
Муж недавно закончил высшие режиссёрские курсы. Пока в его арсенале только учебная работа, но, надеюсь, что в скором времени он снимет большое кино. Не правда ли, есть что-то символичное в том, что у меня муж – режиссёр кино, а у Полинки – театра?".
После замужества сёстры разъехались и впервые за свою четвертьвековую жизнь зажили самостоятельно. "Мы теперь встречаемся только в театре", – говорит Ксения. "У нас теперь совсем разный круг общения", – вторит Полина. В этих словах нет ни сожаления, ни радости. Так сложилась жизнь.
6 мая 1997 года у Полины родилась дочка – Надежда Каменькович.
9 мая 2002 года у Ксении родился сын – Василий, а 15 июня 2005 года – дочь Лида.
"Аналога Кутеповым ни в отечественном, ни в мировом театре, кажется, нет.
Театр – последнее прибежище "близнечного" мифа. В возможности перепутать одного человека с другим театр радостно предчувствует весёлую интригу, слышит биение сюжета – но дело этим не исчерпывается. Театр, самое плотское из всех искусств (в том смысле, что живую, "нехудожественную" плоть он единственный умеет обращать в предмет эстетики), всегда благодарен природе, когда она сама по себе добивается художественного эффекта. Поэтому близнецов всегда с удовольствием брали и будут брать на актёрские факультеты – при наличии артистических задатков хотя бы у одного из них. Полина и Ксения Кутеповы талантливы обе, причём талантливы головокружительно, и как раз это – случай невероятный. Если не обманывает память – единственный в истории русского театра"
(из статьи Александра Соколянского).