Полина Кутепова: "Нужно время, чтобы догнать мужа"
Одна из самых ярких современных актрис, звезда театра Петра Фоменко Полина Кутепова рассказала корреспонденту Tata.ru о том, каково актрисе иметь мужа-режиссёра и сестру-актрису. Разговор состоялся перед премьерой спектакля "Улисс", который поставил Евгений Каменькович в театре "Мастерская Петра Фоменко".
– Полина, спектакль "Улисс" можно назвать точным переводом романа Джойса на
театральный язык?
– Нет, конечно. Попытка рассказать любой прозаический текст театральным языком всегда будет только интерпретацией, размышлением на темы, предложенные автором. Роман "Улисс" слишком объёмен, в нём множество тем, культурных слоев, иронии и игры с литературными стилями. Если попытаться привести эту полифонию к какой-то одной мысли, получится уже не роман Джойса, а что-то совсем другое. Поэтому мы выбрали из романа темы, которые волнуют режиссёра и актёров. В нашем спектакле мы их исследуем.
– Какие темы оказались для вас самыми важными?
– Темы отчуждения, одиночества, творчества, любви, времени, отца и сына, мужчины и женщины.
– Каждый актёр играет в "Улиссе" по одной роли или всем достаётся по несколько ролей, как, например, в "Самом важном"?
– "Улисс" построен по тому же принципу: каждый актёр играет по несколько ролей. Иначе у нас в театре просто не хватит актёров.
– Каменькович после спектакля "Три сестры" придумал такую фразу "если фоменок что-то и сгубит, то это только их стремление к совершенству". Он рассказывает, что во время репетиций все актёры "Мастерской" прочитывают горы литературы. На этот раз вы тоже много читали?
– В романе "Улисс" огромное количество информации, всевозможных цитат, ссылок и параллелей. Когда начинаешь вникать во все тонкости, голова идёт кругом. Необходимо время, чтобы освоить этот материал. Сначала мы читали множество литературоведческих и научных исследований. Но в какой-то момент наступает перенасыщение информацией, мозг отключается, и приходит самое точное восприятие этого романа – не на интеллектуальном, а на подсознательном уровне, погружаясь в звуковое и ритмическое пространство текста.
– В недавнем интервью Каменькович сказал: "Во время репетиций Полина всегда со мной не согласна, и всегда отказывается от того, что я предлагаю". Почему это происходит?
– Не знаю. Может быть из-за того, что он всегда на пять шагов впереди, и нужно время, чтобы его догнать.
– Трудно ли репетировать в спектакле, который ставит муж? Дома репетиции тоже продолжаются?
– Мы стараемся останавливаться. Это сложно, но, по-моему, необходимо.
– Если бы вы не стали актрисой, какую профессию вы бы выбрали?
– Мне всегда очень нравилась архитектура. Архитекторы кажутся мне какими-то богами. Это удивительная профессия.
– Актёр – тяжёлая профессия?
– Если честно относиться к делу, то в любой профессии нелегко.
– Вы бы хотели, чтобы ваша дочь стала актрисой?
– Я бы не хотела, но препятствовать ей не буду. Она сама способна выбрать, главное, чтобы у неё была такая возможность.
– Как вам удаётся совмещать съёмки в кино и кропотливую работу в театре?
– Это не всегда удаётся. В тот момент, когда в "Мастерской" идёт выпуск спектакля, многим актёрам приходится делать выбор – театр или кино.
– В каких фильмах вы собираетесь сниматься?
– Нынешним летом я снималась в сериале по роману Акунина "Пелагия". У меня была довольно большая работа, и съёмки стали для меня новым опытом.
– Психологи говорят, что близнецы обычно создают свой, особый мир, даже разговаривают на своём, никому не понятном языке. Сейчас вы и ваша сестра Ксения – уже взрослые женщины. Осталась ли между вами внутренняя связь? Бывает ли так, что понимаете друг друга без слов?
– Мы очень хорошо понимаем друг друга и нуждаемся в общении. Если мы долго не общаемся, то это для нас очень чувствительно.
– Как вы проводите свободное время?
– У меня давно его не было. Летом во время отпуска я снималась в сериале, а сейчас идёт выпуск спектакля.
Денис Белоусов
Tata.ru,
11.02.2009 г.