Главная

Ксения Кутепова: "Счастье для меня – быть на своём месте"

В конце прошлой недели "Первый канал" показал фильм Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными". Фильм-притча о поисках любви и своего места в жизни. Летом этого года на Московском международном кинофестивале эта картина удостоена главного приза – "Золотого Георгия". Главную роль проникновенно сыграла заслуженная артистка России Ксения Кутепова. Она ведущая актриса московского театра "Мастерская Петра Фоменко". Автор этих строк видел её в спектаклях: "Волки и овцы", "Двенадцатая ночь", "Три сестры", "Как важно быть серьёзным", "Таня-Таня", "Месяц в деревне", дважды беседовал с Ксенией. Вот фрагменты этих интервью.

– Вы с сестрой Полиной попали на съёмочную площадку в 9-летнем возрасте. Как это произошло?

– Мы коренные москвички, с семи лет танцевали в ансамбле имени Локтева в городском Дворце пионеров, который расположен рядом с киностудией "Мосфильм". По дворцу постоянно бродили ассистенты режиссёров. Они-то и отобрали нас в фильм "Василий и Василиса" по повести В.Распутина. А на следующий год – в фильм "Куда он денется!".

– В первом фильме вашими партнёрами были Ольга Остроумова и Михаил Кононов, во втором – Нина Русланова и Михаил Боярский. Голова не кружилась?

– Никакой реакции на знаменитостей у нас не было. Тогда в силу возраста мы этого просто не осознавали. Каждый занимался своим делом. У меня остались очень хорошие воспоминания о народной артистке России Нине Руслановой.

– Великий Станиславский сказал, что театр начинается с вешалки. С чего начинается театр Петра Фоменко?

– На мой взгляд, он начался в 1988 году, когда был набран курс, который затем превратился в мой любимый театр. То есть ответ на ваш вопрос – наш театр начался с вступительных экзаменов у Петра Наумовича Фоменко.

– Восточная мудрость гласит: правда там, где терпит поражение враг. А где правда в театре?

– На мой взгляд – там, где терпит поражение актёр. Когда, например, он забывает текст, попадает в экстремальную и непредсказуемую ситуацию и не знает что делать. В этом и есть та самая правда в театре.

– Среди лучших постановок "Двенадцатой ночи" в российском театре и кино образ Виолы, которую ярко играете вы, прекрасно воплотили Клара Лучко, Марина Неёлова и ваша сестра Полина. Какая из этих работ вам ближе?

– Скорее работа моей сестры Полины. Мы с ней очень близкие, родные люди, у нас много общего во взглядах на жизнь.

– А что бы вы хотели взять из её роли себе?

– Лукавство. Оно мне очень нравится в Полининой Виоле.

– Вы заняты почти во всех спектаклях "Мастерской Петра Фоменко". В какой-то роли вы сыграли саму себя?

– Я думаю, что в любой роли играешь часть собственного "я". У всех актёров – разный механизм работы. Мне легче и интереснее в ролях, где меня абсолютно нет. Я боюсь себя вытаскивать, мне легче зарыться в какой-то образ.

– А часто приходилось "вытаскивать" себя на сцене?

– Не часто. Например, в спектакле "Таня-Таня" по пьесе Ольги Мухиной. В трактовке этого образа я шла от себя, и для меня это было самое страшное. Я до сих пор боюсь этого спектакля.

– По гороскопу вы Лев. Царю зверей это царствование даётся обычно нелегко, и поэтому он часто впадает в депрессии. А вы?

– Депрессии у меня возникают обычно, когда я сижу дома и ничего не происходит, когда у меня нет работы. В такие минуты я стараюсь что-то делать по дому. Это отвлекает. Порой помогает муж, иногда хорошая музыка.

– Казалось бы, вы с сестрой одинаковые по фактуре актрисы. А Полина больше востребована в кино, чем вы…

– В театре у нас темперамент и характеры очень разные, и это понимает Пётр Наумович Фоменко. А в кино этого просто никто не чувствует. В кинематографе больше воспринимается внешний импульс. Некий образ рыжей девчонки. А мы абсолютно одинаковые внешне и разницы режиссёры в нас не видят.

– А если сменить имидж?

– Это буду уже не я. Быть рыжей – моя природа.

– Интересно, ваши литературные пристрастия с Полиниными совпадают?

– Практически нет. Полина увлекается Джеймсом Джойсом, а я Марселем Прустом.

– Ксения, ваш муж – режиссёр Сергей Осипьян. У вас были совместные работы?

– У мужа я снималась в одной из серий "Убойной силы" и в его курсовых работах.

– Какие качества важны в вашей профессии?

– Упорство, работоспособность, готовность к диалогу. Ещё я очень ценю актёров, которые крайне критично относятся к себе. К сожалению, профессия провоцирует этого не делать. Люди попадают в большую зависимость, и мне кажется, часто приобретают некий нарциссизм. Театр – это такое место, где произрастают всякие человеческие слабости. И я очень люблю тех, кто способен этому сопротивляться. Люди здесь должны быть крайне внимательны и чистоплотны. Пётр Наумович Фоменко старается нам это привить.

– Как вы восстанавливаетесь после тяжёлой работы?

– Рожаю детей… Хорошо помню, как у меня появился сын Василий. Был такой завал в театре, я чувствовала жуткое физическое истощение. Поняла, что больше так продолжаться не может, и родила сына. Пошла на это сознательно, чтобы уйти в декретный отпуск и отдохнуть… Второй раз случайно история повторилась. И я родила Лидочку… Я полна новых идей.

– Что значит для вас счастье?

– Счастье – это когда каждый на своём месте. Если человек уверен, что он именно там, где должен быть – это счастье. Для счастья в творчестве не должно быть горизонтов.

Максим Грачёв
Газета "Волжская Коммуна" (Самара), №225, 01.12.2007 г.

Hosted by uCoz