Главная

Победа Ксении Кутеповой

Когда смотришь на сестёр Кутеповых, кажется, что слово "фоменки", которым уже привычно называют актёров театра "Мастерская Петра Фоменко", было впервые произнесено при взгляде на двух этих прелестных женщин. Рыжие, тонкие и звонкие, лукавые, текучие, непостижимо лёгкие – как спектакли их театра, как ранняя весна или золотая осень, как сама жизнь.

Близнецы Ксения и Полина с детства вместе занимались в театральной студии, снимались в кино, а потом поступили в театральное училище. Теперь обе – ведущие актрисы театра Фоменко. На первый взгляд различить их практически невозможно. Но сами они так не считают.

– Мы на самом деле совершенно непохожи, – говорит Ксения, – мы очень разные и в жизни, и на сцене. Просто мы обе рыжие и у нас похожи голоса. Вот и всё сходство. Конечно, в чём-то мы единое целое. Ни с кем нет такого взаимопонимания, как с родной сестрой. Мы чувствуем друг друга. Но это одновременно и палка о двух концах. Если мы вдвоём импровизируем на сцене, то понимаем друг друга с полувздоха. Но иногда бывает тяжело – если я фальшивлю, то знаю, что Полина сразу же это увидит.

В театре Ксения и Полина довольно часто играют двойников – в спектаклях "Двенадцатая ночь", "Таня-Таня". Была у них и "двойная" работа в кино – они снимались у знаменитого Жан-Люка Годара в фильме "Эти странные русские", играли двух горничных шикарной парижской гостиницы, которые разговаривают репликами Чехова из "Трёх сестёр". Любопытно, что сестёр Кутеповых и на самом деле, как у Чехова – три. Просто старшая, Злата, к театру отношения не имеет, и поэтому зрителям неизвестна. У Златы не так давно родилась дочь. Дочка есть и у Полины – родилась 6 мая 1997. А 9 мая 2002 родила Ксения. Говорят, что непохожи – а дети родились в одном месяце. Правда, есть одно коренное различие – у Ксении сын.

– Папа очень хотел в своё время сына, но было у него, как в сказке, три дочери… На меня все смотрели, как на последний бастион – ведь в семье женское царство. Ну вот, бастион взят. Такая маленькая личная победа. Вася и родился в День Победы.

Когда мы разговаривали с Ксенией, она ещё была беременной – просто попросила нас не публиковать статью, пока малыш не появится на свет. "Категорически не суеверный человек", Кутепова во время беременности стала обращать внимание на знаки и приметы, бережно оберегая маленький мир у себя внутри. Но это не страх, не опасения – просто осторожность, какая-то мистическая сосредоточенность на своём собственном внутреннем свечении. Такой мы её и застали – светящейся изнутри.

– Сейчас один из самых счастливых периодов моей жизни. Всё очень спокойно, расслаблено и оптимистично. Это даже не счастье. Это полная гармония с самой собой. Если и были проблемы, которые мучили – они ушли. Я вообще нацелена на счастье. Природа дала мне очень жизнелюбивую и жизнерадостную натуру. А один из самых счастливых моментов, которые я запомню на всю жизнь – это минута, когда я влюбилась в своего будущего мужа. Сейчас мне трудно это выразить… Мне даже было неловко и стыдно перед окружающими… за то, что я так счастлива и что все остальные… никогда такого не достигнут! Я сейчас с иронией об этом говорю, но я очень искренна. Это было какое-то невероятное ощущение счастья. Всё было прекрасно – и когда я вышла замуж, и эти первые ощущения, когда говоришь не "я", а "мы", это ощущение себя "вдвоём", ощущение дома, создание дома – всё было впервые, всё было прекрасным. А теперь начался новый период. Теперь "мы" – это трое. И как же это хорошо!

О беременности Ксения сообщила мужу, послав ему… SMS-сообщение. Она была на гастролях в Нижнем Новгороде, беременность, в принципе, планировалась и обсуждалась, поэтому Ксения сочла, что короткого сообщения будет вполне достаточно. Вечером муж позвонил, и они полчаса говорили обо всём на свете, но только не о главной новости. В конце разговора выяснилось, что в сообщении Ксении остались только восклицательные знаки – буквы не прошли. Поэтому будущий папа, привыкший, что жена у него – сама как восклицательный знак – яркая, жизнерадостная, эмоциональная – и предположить не мог, что тема была такой важной.

– Наши отношения не изменились, просто проявилось что-то, чему раньше не было повода. Серёжа меня оберегал и выдерживал невероятные капризы. Как-нибудь поздно вечером понимаешь, что не можешь без чипсов. И бедный Серёжа едет в ночь за чипсами… Сейчас это с улыбкой вспоминается, кажется мелочью, но ведь мужество и благородство проявляются и в мелочах, правда?

Беременность Ксения переносила неплохо. Практически до последних сроков водила машину, рисовала, потому что появилось свободное время, слушала музыку – самую разную. Диеты никакой особенной не придерживалась, разве что ограничивала себя в солёном, когда начала быстро прибавлять в весе.

– Я испугалась, бросилась к Полине – у нее была та же проблема. Она сказала: "Успокойся, родишь, будешь так измождена, что похудеешь…"

К родам Ксения никак специально не готовилась. Всё шло, как шло. Ксения вообще всегда стремилась к максимальной естественности.

– В жизни мне игры уже не нужны. Порой я наблюдаю женщин, которым постоянно нужно завоевывать внимание, покорять всех своей красотой… Мне этого хватает на сцене. Я люблю изменяться, люблю сценический грим, часто его себе придумываю. Но в жизни… В юности мы с Полиной красились просто отчаянно. Но это только сначала пытаешься отойти от себя, что-то из себя сотворить, некий образ. А чем становишься старше, тем больше возвращаешься к себе.

Лучшими родительскими курсами для неё стали посещения сестёр – никакие книжки и рассказы, по мнению Ксении, практического опыта не заменят. Как только ребёнок зашевелился, Ксения стала с ним мысленно разговаривать. Сергей с малышом не беседовал, но регулярно обращался к жене во множественном числе, а ещё называл её "Материнская плата с микрочипом". А вот чтобы муж присутствовал при родах, Ксения не хотела.

– Я в чём-то старомодный человек. Мне кажется, между мужем и женой должна быть какая-то дистанция. На мой взгляд, роды – это как раз то, что всегда традиционно разделяло мужской и женский мир…

Почти до 7 месяцев Ксения продолжала играть на сцене, в том числе и Лизу Болконскую в "Войне и мире". Эту роль она начала играть ещё до того, как ждала ребенка. На одном из первых спектаклей Ксения вышла на поклон, к ней подошла женщина, подарила цветы, и на ухо сказала: "Вам очень идёт беременность"! Прозвучало это как предсказание. Скоро накладной живот для Ксении стал не нужен. И, что интересно, сразу стало труднее существовать на сцене – игра стала реальностью, не за что было спрятаться. Актёрская профессия вообще полна невидимых зрителю трудностей – и внутренних, эмоциональных, и внешних, связанных с жёстким ритмом, постоянными репетициями, спектаклями, гастролями.

– Когда я устаю, я иногда жалею, что выбрала эту профессию. Вот очень устала и решила родить. Такая передышка в пути. Но, думаю, что отдыхать мне долго не позволят… Да и самой захочется поскорее возвратиться на сцену. А беременность – это полёт, парение. Я пожелала бы такого же состояния, какое было у меня, всем женщинам. Такое нечасто бывает в жизни, этого можно пожелать. И очень важно, чтобы рядом был человек, который это состояние подержит, где-то даже спровоцирует и будет оберегать. Я очень благодарна Серёже за то, что рядом со мной такой человек есть. И ещё… Я думаю, как несправедливо… Это вызывает у всех улыбку, но… Вот живут рядом два человека… Когда рождается один ребёнок, след становится тоньше – было двое, а в будущее уходит только один. Это несправедливо по отношению к человеческому роду. После себя я должна кого-то оставить, но и муж, наверное, должен тоже… То есть детей должно быть минимум двое.

…Можно даже сразу двое, добавим от себя мы. Ведь генетическая предрасположенность к рождению близнецов у Ксении, безусловно, есть. Так что кто знает…


Ксения Кутепова

Актриса Московского театра "Мастерская П. Фоменко"

Избранные роли:

– Кендеси Компсон в "Шуме и ярости" У. Фолкнера (премия за лучшую женскую роль на московском театральном фестивале им. В. Высоцкого, 1993);

– Таня в "Тане-Тане" О. Мухиной (приз газеты "Комсомольская правда" за лучшую женскую роль сезона, 1996, приз за лучшую женскую роль театрального фестиваля "Контакт", г. Торунь, Польша, 1996);

– Лизавета Богдановна в "Месяце в деревне" И. Тургенева;

– Улинька, Лиза, Матрёна Панкратьевна в "Чичикове..." по Н. Гоголю;

– Маша в "Семейном счастии" по Л. Толстому (премия К. С. Станиславского 2001 г. за лучшую женскую роль; премия "Чайка-2000");

– Княгиня Елизавета Болконская, Соня, Жюли Куракина в "Войне и мире" Л. Толстого.

Сёстры: старшая сестра Злата, сестра-близнец Полина.

Мать – Надежда, журналист газеты "Россiя". По образованию режиссёр.

Муж Сергей, кинорежиссёр.

Сын Василий, 9 мая 2002, 51 см, 3 кг 600 г.

Главное качество в мужчине – ум.

Любимые цветы – все.

Любимое время года – пограничное: когда начинает пахнуть весной, бабье лето.

Любимая обувь – на высоком каблуке.

Если не стала бы актрисой, стала бы биохимиком или генетиком.

Беседовала Ирина Михитарова
Газета "Кенгуру", №6, 2002 г.

Hosted by uCoz