Между бравадой и сомнением
Ксения Кутепова об актёрской доле
Ксения Кутепова поступила в ГИТИС сразу же после окончания школы. Причём поступила на курс к одному из самых сильных педагогов – Петру Фоменко. Не успев защитить диплом, она, как и её сестра-близнец Полина, была зачислена в один из лучших театров Москвы – Мастерскую Фоменко. Она была занята в самых аншлаговых спектаклях труппы, с 1981 года начала сниматься в кино. Заслуженная артистка России Ксения Кутепова сегодня входит в жюри фестиваля "Золотая маска".
– Ксения, у вас успешная актёрская судьба?
– Думаю, скорее да, чем нет. И это не моя заслуга. Это заслуга моих педагогов – Сергея Женовача, Евгения Каменьковича и, конечно, Петра Наумовича Фоменко. Он делает спектакли так, что играть в них плохо гораздо сложнее, чем хорошо. Надо очень постараться, чтобы завалить роль. (Смеётся.)
– Насколько сложно работать с Фоменко?
– Достаточно сложно – он непредсказуем. Очень противоречив, ревнив, но он как никто другой заботится об актёре, холит его, любит. И делает всё, чтобы защитить от вихрей, бушующих за пределами театра.
– Говорят, что актёрам своего театра он и в кино запрещает сниматься?
– Но все снимаются.
– А Фоменко актёров хвалит?
– Редко. Но хвалит!
– Не припомните, за последнее время он вас похвалил?
– Не помню. (Смеётся.)
– Что вы играете сейчас помимо спектаклей, которые сделал Фоменко?
– Вот недавно выпустили с Евгением Борисовичем Каменьковичем новый спектакль по роману Михаила Шишкина "Венерин волос". Называется он "Самое важное". Шишкина очень трудно перевести на театральный язык, и Каменькович долго писал "композицию" спектакля. Даже накануне выпуска каждое слово в спектакле было "подвижно". Иначе говоря, одно слово вставлялось, другое убиралось. До последнего дня велась работа с текстом...
– Вы смогли бы подойти к интересному для вас режиссёру и сказать: "Хочу с вами работать!"?
– У меня пока такого не было.
– И всё-таки, к кому из режиссёров пошли бы "трудоустраиваться"?
– К Фоменко! (Заразительно смеётся.) Ой! Ещё бы я с удовольствием пошла к Женовачу!
– Скажите, когда вы соглашаетесь сниматься в какой-то картине – это продуманный творческий ход или всё спонтанно получается? Позвали в кино – пошла... ну и так далее.
– Могу сказать, что кино для меня хаотичный процесс. А вот театр, в противовес кино, на много месяцев вперёд планируемый, координируемый и всячески управляемый процесс. Кино и театр в моей жизни – две абсолютно противоположные стихии.
– В кино вы можете отказаться от предлагаемой роли. В театре, как я понимаю, вы не посмеете сказать Петру Наумовичу "нет". Даже если предложенная им роль вас не очень интересует. Ведь так?
– В театре важнее всего процесс, а потом уже результат. И поэтому невозможно с самого начала понять – моя это роль или нет. Предугадать, к чему ты придёшь в процессе репетиций, невозможно!
Более того, если роль для меня непонятна и координаты движения внутри роли, внутри спектакля неизвестны – это максимально интересно. Хотя и страшновато...
– Когда страшно – разве это интересно?
– Конечно. Все, что делается на преодолении – страхов перед неизвестным материалом, штампов, которые ты наработала за многие годы работы в театре, – это более чем интересно. И знаете что? Когда несколько месяцев репетируешь – уже невозможно отказаться от роли. Как можно выкинуть из жизни то, с чем живёшь несколько месяцев?
– А если роль "не идёт"?
– Бывают ситуации, когда актёр говорит: "У меня не получилось". Но что же в таком случае делать тем, кто занят в данном спектакле? Мы репетируем вместе, поэтому если у меня что-то не получается – моя задача не объявлять этого во всеуслышание. Я не имею права сорвать долгий совместный процесс работы.
– Вы член жюри конкурса "Золотая маска". Как ощущаете себя в этом качестве?
– Это большая честь для меня и какая-то даже невыносимая ответственность.
– Что изменилось за 15 лет существования вашего театра?
– Мы постарели ровно на 15 лет, у многих появились дети, квартиры, машины, звания. Изменились улицы, по которым мы ходим... И нам скоро должны построить новое здание театра.
– Многие критики называют роль Ирины в "Трёх сёстрах" вашей лучшей работой в театре. Согласны?
– Мне играть Ирину очень интересно. Пожалуй, со мной впервые произошло вот что: в этой роли мне очень многое трудно было сделать. Как правило, трудности начинают раздражать. И конечно, когда роль долго не получается – она становится обузой. "Три сестры" рождались очень тяжело. Но у меня все эти проблемы не вызывали эмоционального отторжения. Роль давалась с трудом, но обузой не стала. Напротив. Было как никогда интересно репетировать. И чем сильнее не получалось – тем было интереснее. Со мной такое случилось впервые.
– Как вы реагируете на комплименты?
– Это, конечно, приятно. Но я слишком хорошо знаю все свои проблемы, поэтому не теряю голову от похвал. Когда моя сестра Полина говорит: "Ксения, ты играешь неправильно" – я впитываю её слова как губка. Потому что Полина знает обо мне практически всё.
– Мне казалось, что критика актёров чаще ругает...
– Вы правы, критики любят ругать. И не всегда по делу.
– Ваш муж Сергей Осипьян, один из лучших режиссёров рекламных клипов, снимает свой первый художественный фильм "Парни с Марса". Вы играете главную роль?
– Нет. Главную роль играет замечательный актёр Сергей Аброскин, он работает в театре Сергея Женовача.
– А кого вы играете?
– Я играю девушку, которая влюблена в главного героя.
– Легко ли работать на одной площадке с мужем?
– Трудно. Это самый близкий мне человек, и я переживаю за него... Это ужасно мешает.
– Появилась ли с годами уверенность в творческих силах?
– Нет, конечно. А у кого она есть? Есть внешняя бравада, но человек склонен сомневаться...
– Вам трудно играть, когда зал вяло реагирует на спектакль? Или это для вас не препятствие?
– Театр – это то, что возникает между залом и сценой. Иначе – нет театра. Поэтому, конечно же, когда зал "тяжёлый", неподъёмный – стоишь и думаешь: как же быть?
– И как же?
– По-разному...
– Влюбленность актёров в себя – это норма или издержки профессии?
– Мне кажется, что у актёров – это благоприобретенное качество в результате того, что мы постоянно смотрим на себя со стороны. Это наша профессиональная болезнь. И ничего тут не поделаешь. А самовлюблённых людей я вообще-то терпеть не могу. Меня в прямом смысле слова от них трясёт. Но актёры таковы.
– Как вы относитесь к партнёру, который халтурит на сцене?
– В нашем театре такого нет.
– А в кино?
– Тоже пока не встречала.
– Вы счастливый человек. Я говорю о работе.
– Да.
– У вас двое детей. Вы хотите, чтобы они стали актёрами?
– Я бы не хотела, чтобы они пошли на сцену.
– Почему? Если вы так счастливы в профессии, может, и они будут счастливы?
– Актёрский труд – сложный труд. Может быть, с моих слов всё выглядит безоблачно, но актёрская профессия мучительная, сложная. Её и физически трудно вынести, нужно быть выносливой как лошадь. Нужно много работать. При этом наша профессия ужасно неблагодарное дело. И очень зависимое! Часто случаются депрессии, хочется всё бросить и уйти из театра. Уйти вообще из актёрства... Актёр – это человек, который постоянно недоволен собой. Это так вымучивает... Одним словом, многое в нашей профессии мне не нравится. И когда я представляю, что мой сын или моя дочь будут так же страдать, испытывать столько же сомнений (машет рукой)... Я хочу, чтобы они жили легко и счастливо.
– Вы считаете, что другие профессии менее мучительны?
– Думаю, что где-то есть счастливый и лёгкий труд. (Смеётся.) Я, правда, не знаю – где, но уверена, что где-то есть!
– Испытываете ли ревность к коллегам, которые играют главные роли в пьесах Шекспира, Мольера, Достоевского?
– У меня нет актёрской мечты. Это, наверное, странно звучит, но я не мечтаю сыграть Офелию или Джульетту...
– А в бытовой жизни вы любите мечтать?
– Я постоянно мечтаю об отдыхе. Это моя самая тривиальная и самая великая бытовая мечта! (Смеётся.) Мечтаю о том, как я где-нибудь отдыхаю, но не одна, а с мужем и детьми. Хочу уехать с семьёй кататься на лыжах.
– Ксения, а вас часто путают с вашей сестрой Полиной Кутеповой?
– Это происходит каждый день. Часто, обращаясь ко мне, люди говорят: "Здравствуйте, Полина"! Меня это не обижает. Путать близнецов – это нормально.
– Насколько легко вас ранить и как долго вы эту обиду "тащите" за собой по жизни?
– Я очень обидчива. Но работаю над собой. (Смеётся.) А если всё-таки кто-то меня больно "уколет" – тащить груз обид за собой не буду. Предпочитаю от подобного хлама избавляться... Хотя это нелегко!
– Как планируете провести новогодние праздники?
– У нас в театре каждый год бывает ёлка для детей сотрудников. В очередной раз пойдём с Васей и Лидой туда. Это мероприятие планируется на 30 или 31 декабря.
– Кто был Дедом Морозом на прошлогодней ёлке в Мастерской Фоменко?
– Не помню. Помню, что однажды Галя Тюнина была Снежной Королевой!
– Вы родились в год Кабана. А значит, наступающий год – ваш год!
– Следующий год – это год Кабана? Ой, значит, мне можно готовиться к чему-то необыкновенному? Наконец-то! (Смеётся.)
Елена Кутловская
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
"Независимая газета", 29.12.2006 г.