Кутепова, которая Полина
Не зря говорят: если встретишь в жизни близнецов – жди какого-нибудь "сюжета". Загоревшись идеей сделать интервью с актрисами "Мастерской Петра Фоменко" – сёстрами-близнецами Кутеповыми, сначала я встретилась с Ксенией (см. "АиФ-Москва" №20). Но вот... фотографию к тексту по ошибке поместили не Ксении – Полины. Попались и мы, журналисты, на поразительном сходстве сестёр! "Путать так путать!" – сказала Полина. И предложила к интервью с ней опубликовать фото Ксении, что мы и делаем.
– Полина, вы играете с сестрой в одном театре десять лет. Это хорошо или плохо?
– Я не смогла бы без Ксении – моего первого и главного критика. Мне очень важен её взгляд со стороны. Всегда прислушиваюсь к ней.
– Сейчас идут прослушивания в театральных вузах, множество девочек и мальчиков пробуют поступить "в артисты". Если бы представилась возможность: отговорили бы этих ребят или, наоборот, укрепили в их решении?
– Скорее бы пыталась отговорить. Профессия наша часто неблагодарная. Зависимая. Материально неустроенная. Шутовская. Иногда теряется смысл, и его надо обретать. Нужно обладать большим терпением. Отнимает всё время, если честно этим ремеслом заниматься. Пропустишь год, два, три – и можно упустить всё.
– Чем же тогда муки окупаются?
– Люди, работающие в театре, немного сумасшедшие. Заниматься этой профессией в принципе неразумно. Но в редкие моменты, когда получается, можно испытать чудные мгновения. "Вот счастье! вот права..." – как сказано у Пушкина.
– А популярность, о которой все мечтают? Ведь для многих представление об актёрах – когда на улице узнают.
– Ну если для человека это важно, то – вперёд, завоёвывать вершины славы! На мой взгляд, популярность, узнавание на улице – ерунда и ничего не стоят. Это настолько "сбоку" от профессии.
– В отношении к театру сейчас всё чаще говорят о коммерции. Театр и коммерция, по-вашему, сочетаемые понятия?
– Нет, театр, по-моему, не может зарабатывать деньги. Хотя... Зарабатывать и в то же время осуществлять какой-то творческий поиск – это, может быть, и возможно. Но лишь при определённых людях, способных это в самих себе сочетать. Очень сложная задача. А, скажем так, поисковый театр и доходный бизнес – нет, это невозможно. Мне не хотелось бы, чтобы основной целью нашего театра было зарабатывание денег.
– В "Мастерской Петра Фоменко" – маленький зал, и вы наверняка видите глаза зрителей. Выбираете какое-нибудь одно лицо?
– Глаза, волосы, выражения глаз, конечно, вижу, зрители очень близко. А когда "низкие" мизансцены, то успеваешь рассмотреть, кто в какой обуви пришёл.
– А если контакт с залом не возникает, спектакль "не идёт", что вы предпринимаете?
– Пытаешься, стараешься что-то изменить. А бывает, что и делать ничего не нужно, зритель "тяжёлый", "непробиваемый", и единственный выход из ситуации – забыть о зрителе, но вспомнить о партнёрах.
– Когда люди уходят посреди спектакля – обидно, раздражает? Ведь в вашей тесноте всё на виду, даже если кто-то кашлянул, задремал.
– Мне нравятся такие реакции и когда уходят тоже! Это проверка на актёрство, на твою включённость в игру. Насколько ты в форме? Сможешь ли ситуацию отыграть, обыграть? У нас в зале действительно не заметить уход из зала невозможно. И вот тогда уже всё зависит от формы: если справишься, ситуация тебе как актёру только на пользу.
– Всякая женщина, а тем более актриса не может не задумываться о возрасте, кто-то начинает паниковать, любыми способами стараясь удержаться "в молодых". Как вы к этой проблеме относитесь?
– Думаю, дело не в панике по поводу возраста. В театре вообще возрастные границы размыты. И есть множество примеров, когда великие актёры и актрисы прекрасно играли в зрелом возрасте молодых. И, кстати, наоборот – молодые играли пожилых. Дело в опыте, который актриса с возрастом обретает и которого не может быть у начинающей. Благодаря опыту, мастерству можно сыграть в любом возрасте любую роль. Другой вопрос, что иногда это получается неудачно, даже возмутительно. Но если найден "ключ" к образу, то всё возможно – и воспринять зрелую актрису в роли юной девушки.
– У Андрея Вознесенского есть стихотворение от лица актёра: "Провала прошу, провала". Неужели есть необходимость в неудачах?
– У нас в театре перед каждым выпуском нового спектакля ощущение полного провала. Это страшные моменты. Мы не уверены в том, что делаем. И это очень хорошо. Иначе не может быть. Неуверенность в себе, неудовлетворённость собой – это то, что заставляет быть постоянно во внутреннем движении. Что очень важно не только для актёра – для любого человека. Комплекса полноценности быть не должно. Иногда поражение – это и есть победа. А бывает, похлеще победы.
– Полина, вы как-то на удивление трезво, без иллюзий и упоения, смотрите на актёрскую профессию. А что если – предположим! – и ролей у вас нет, и вообще все театры закрылись. Проживёте без актёрства?
– Тогда придётся открыть "общедоступный" семейный театр.
Марина Мурзина
"Аргументы и факты",
№23, 04.06.2003 г.