Главная

Полина Кутепова: "Могу быть красавицей, если захочу"

Полина Кутепова – сегодня одна из самых ярких звёзд российского театра и кинематографа. Те, кто видел её в театре или в фильмах Георгия Данелии ("Орёл и решка", "Настя"), наверняка согласятся с этим утверждением.

Мы встретились на кинофестивале в "Артеке" и в первое мгновение, когда она вошла на залитую ярким солнцем веранду гостиницы, я её – рыжую веснушчатую девушку без косметики, похожую на сотни своих ровесниц, – просто не узнала. "Извините за опоздание", – застенчиво сказала она и обезоруживающе улыбнулась знакомой улыбкой её героини из "Насти". Рядом уселась дочь Надя, которая довольно бойко с ходу заявила мне, что фотографироваться она не будет.

"Последствия актёрской профессии закономерны, как у спортсменов травмы"

– Полина, в России, в отличие от Украины, кино снимают, но тоже немного. Есть ли сегодня у молодого актёра возможность сделать карьеру?

– Мне кажется, возможности есть всегда – даже когда их мало. А коль есть кино – нужны кумиры, это закон жанра. Что касается меня, то пока, слава Богу, работа есть. Сейчас снимаюсь в первом для себя сериале Юрия Кузьменко "Дальнобойщики". Не люблю сериалы, но сценарий на удивленье мне понравился...

– О дружном коллективе Театра Петра Фоменко ходят легенды. И тем не менее, не тяжело ли столько лет работать в одном театре?

– Вы знаете, а у меня ведь и друзья все из этой среды. Потому что всё время проводишь в театре и на съёмках. Хотя, соглашусь в другом: артисты – люди с амбициями... Но мы все уже 11 лет работаем вместе и научились многое прощать друг другу.

– А вы вообще легко прощаете?

– Смотря что. Все зависит от конкретного случая, но в принципе я – человек отходчивый.

– В одном из интервью вы рассказывали о том, что актёрам свойственно в реальной жизни повторять слова, жесты своих персонажей. Актёрская профессия выхолащивает личность? Ведь на самом деле очень многие актёры просто "доигрывают" что-то в жизни.

– Я с вами очень согласна и на самом деле боюсь в себе таких проявлений. Но это же последствия профессии, к которым нужно относиться с пониманием. А что делать? Это как у спортсменов травмы.

(В это время щёлкаю Надю фотоаппаратом, что немедленно вызывает деловитое громкое гудение, видимо, имитирующее обиду и плач. Вздрагиваю и подавленно лепечу: "Извини, дружок". На Полину это вовсе не производит удручающее впечатление, она прекращает гудение строгой репликой, указывая на диктофон: "Надя, учти, всё сюда записывается". Юная леди тут же отвлекается на проходящего мимо кота).

– Любите, когда на вас обращают внимание? Жаждете публичной сатисфакции?

– Нет. Иногда даже хочется, чтобы не заметили. Наверное, я человек скорее честолюбивый, чем тщеславный.

– Были ли, кроме Петра Фоменко, в вашей жизни режиссёры, которые оказали на вас существенное влияние?

– Конечно. И Георгий Николаевич Данелия, в частности. Я всегда говорю: мне очень повезло в том смысле, что жизнь подарила такую возможность – поработать с ним. Для Данелии актёры – не инструмент, а личности, он снимает актёрское кино. Поэтому и на съёмках просто царит атмосфера особой человеческой близости.

"Сёстры-близнецы – это особое качество – его нельзя объяснить словами"

– Я тут немного общалась с вашей мамой – очаровательная женщина. Даже не верится, что у неё три вполне взрослые дочери и внуки.

– Да, у меня есть две старшие сестры – Ксения и Злата. С Ксенией мы вместе работаем в театре...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Уж не знаю, почему Поля сказала о Ксении "старшая" – на самом деле они сёстры-двойняшки. Любовь к сцене им привила старшая сестра Злата, заядлая театралка. Обе сестры учились у Петра Фоменко и считают, что им страшно повезло – в других вузах им объясняли, что две одинаковые актрисы никому не нужны.


– Правду говорят, что у близнецов есть какая-то особая связь, или это всё выдумки?

– Я бы сказала так: есть сёстры, есть подруги, и есть сёстры-близнецы. Сёстры-близнецы – это совсем другое качество, его нельзя объяснить словами. Конечно, бывают у нас и трения, но всё равно это близость особого рода.

– Знаю, что вы с Ксенией снялись у Жана Люка Годара. Есть разница в технологиях, в подходе к работе, когда снимаешься там и здесь?

– Огромная. Там режиссёру возразить невозможно. Кроме того, каждый человек на своем месте выполняет не 100% своих обязанностей, а 200. Думаю, что мы тоже рано или поздно к этому придём.

– Ваш муж, театральный режиссёр Евгений Каменькович – из очень известной театральной династии. Существует ли у актрис внутренняя установка выходить замуж за режиссёров, что существенно облегчает их жизнь?

– Насчет установки я как бы и не знаю... Просто мы влюбились и поженились. Профессия, как мне кажется, не имела особого значения. Хотя, за актёра, например, я бы никогда не вышла замуж – они никогда не были героями моего романа. Это очень эгоистичная профессия – двум актёрам трудно уживаться. Но Женя – режиссёр, это другой характер, другое отношение к жизни. Порой удивляюсь, но он умеет делать всё или почти всё. Много помогает. Благодаря ему и маме я вновь вышла на сцену, когда Наденьке было два месяца. Мы по очереди сидели с ней. Мне удалось даже съездить на фестиваль в Авиньон.

"К себе отношусь очень критично"

– Для женщин-актрис возрастные проблемы иногда становятся непреодолимым препятствием. Или вы пока не думаете об этом?

(Очень живо.) Нет, почему – думаю! Но меня больше пугают не проблемы внешности – меня больше пугают проблемы возможностей. Тем более в условиях нашего кинорынка.

– Приходилось ли вам применять непарламентские приёмы, чтобы получить роль? Я не имею в виду постель, но...

– Да, я понимаю. Но уважаю тех актёров, которые...

– ...умеют интриговать?

– Не столько интриговать, сколько предлагать себя. Прийти и сказать: "Я знаю, что могу. Возьмите меня на роль!". Так в своё время к Тарковскому пришел Солоницын.

– Считаете себя красавицей, как пишут о вас критики и журналисты?

– Конечно, нет. Я очень критично к себе отношусь.

– Редко встретишь актрису, которая скептически относится к своей внешности.

– Переоценивать себя не стоит. Другое дело, что актриса должна знать всё про своё лицо и его возможности. Я знаю, что могу быть красавицей, если захочу. Но происходит это не через внешние данные, а через настроение, создание атмосферы.

– Постоянные разъезды, съёмки, гастроли – всё это не способствует нормальным взаимоотношениям с близкими людьми. Всё равно так получается, что крадёшь себя у мужа, детей, родителей...

– С мужем мы работаем в одной сфере, тут проблем меньше. Но когда был выпуск последнего спектакля, я почти не видела дочь и должна сказать, что почувствовала как это тяжело. У нас есть своя квартира, но пока мы живем у мамы – из-за Насти. Они очень привязаны друг к другу.

"Я – обыкновенный человек и не готова настолько жертвовать собой"

– Хотели бы иметь 2-3 детей?

– Очень.

– И профессия не может этому помешать?

– Профессия – нет. Я – обыкновенный человек и не настолько готова жертвовать собой во имя профессии – хочу простую человеческую жизнь. Для меня личная история намного важнее. Ведь даже мои человеческие страхи связаны, скажем, с ребёнком, с семьёй, а не с профессией. Впрочем, я – настолько фаталистка, что никогда ничего не загадываю наперёд.

– Значит, если завтра вы не сможете сниматься в кино или играть в театре – это не будет для вас трагедией?

– Нет, но это будет для меня пограничной ситуацией. Потому что, по большому счёту, другой профессии у меня нет и нужно иметь большую силу воли, чтобы взять и всё круто изменить.

– Женщины очень любят... не столько деньги, сколько возможности, которые они дают.

– К деньгам отношусь реалистично, но тоже ценю те возможности, которые открывает их наличие. Например, в жизни мало пользуюсь косметикой: любой грим – это всего лишь маска, но хорошо одеваться люблю. Женщине это всегда придаёт уверенности.

Наталья Влащенко
"Сегодня" (Киев), №669, 25.09.2000 г.

Hosted by uCoz