Меня очень заводит театр
Ксения Кутепова – одна из самых загадочных современных актрис. Её глаза напоминают героинь Боттичелли, а в сдержанной пластике скрывается мощный темперамент. Она успешна и в театре, и в кино. Она обладательница театральной премии "Хрустальная Турандот" за блестящее исполнение ролей сестёр Прозоровых в "Трёх сёстрах". На последнем Московском кинофестивале психологическая драма Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными" с участием Ксении Кутеповой признана лучшим фильмом основной конкурсной программы.
ПСИХОЛОГИЯ: Ксения, вы двадцать лет играете у Петра Фоменко. Бывает ли так, что человек теряет себя в своём персонаже, полностью в нём растворяется?
КСЕНИЯ КУТЕПОВА: Бывают такие случаи, когда актёр меняется, играя роль. Но мне кажется, что это явление временное, а новое, конечно, приобретается, только неизвестно, от роли это происходит или с течением жизни.
П.: В фильме Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными" ваша героиня Наталья распускается как цветок. Думали ли вы о том, что вам чего-то не хватает в жизни, чтобы раскрыться до конца, или, наоборот, вы уже цветущая роза?
К.К.: Даже не задумывалась, "распустилась" я или нет. Для меня всё-таки работа далеко отстоит от жизни. Мне сейчас кажется – может быть, это плохо? Стоит об этом подумать. (Улыбается.)
П.: А знакомо ли вам такое состояние, когда перед спектаклем человек думает о работе ежесекундно, тем самым мучая себя и своих близких?
К.К.: Всё правильно, так оно и есть: выпуск спектакля мучителен для всей семьи, не только для меня.
П.: Ваш муж режиссёр Сергей Осипьян реагирует на ваши вспышки спокойно?
К.К.: Мой муж знает эти периоды и не трогает меня. И не обижается. Он чуткий и мудрый человек. Это уже отлаженная в нашей семье ситуация.
П.: Вы сыграли главную роль в фильме мужа "Парни с Марса". Как складывались отношения двух близких людей, которые работали вместе?
К.К.: Было очень сложно и тяжело, по крайней мере мне. На будущее сделала много выводов, хотя, надеюсь, нам доведётся ещё вместе работать. В основном ошибалась я – была скорее разрушительной, чем созидающей.
П.: К какому типу людей вы себя относите: к интровертам, которые полностью погружены в свой внутренний мир, или экстравертам, которые не могут ни шагу ступить без внешней оценки?
К.К.: Вообще-то, я за смешанность типов. И себя не могу причислить ни к одному, ни к другому типу.
Знаю, что полностью открываюсь здесь, в Мастерской Петра Фоменко. Поскольку этот театр для меня родной. Двадцать лет назад мы встретились в театральном институте и весь этот период сосуществуем. Мне здесь легко в общении с другими, я свободна в проявлении своих чувств и эмоций. Я раскрываюсь в ситуациях, где люди мне близкие и родные. Здесь и дома. Больше таких мест на земле нет.
П.: Кстати, насчет ваших домашних. Меня очень умилило, когда я узнала, что ваш сын Вася никогда не будит вас по утрам и не подзывает к телефону. Как вам удалось воспитать такого самостоятельного ребенка? Ведь многим детям приходится и в десять лет застёгивать куртку…
К.К.: Совсем он не самостоятельный. Я так же ему застёгиваю куртку. Дело в том, что у большинства актёров сдвинут режим дня. Из-за вечерних спектаклей я веду ночной образ жизни, адреналин постоянно вырабатывается в семь вечера, перед спектаклем. Поэтому дети знают, что мне нужно с утра выспаться.
П.: Как вам удаётся совмещать и театр, и семью, и воспитание детей?
К.К.: Признаюсь честно, не удаётся. Просто театр идёт мне навстречу. У меня – щадящий режим. Если бы я работала в таком же темпе, как другие актёры нашего театра, мне было бы тяжело.
П.: У вас есть сестра-близнец – Полина. У вас самой двое детей: Васе шесть, а Лиде – три года. Как вам кажется, что для женщины легче, сразу родить двоих или чтобы между ними была разница?
К.К.: Я знаю, что моей маме было с нами легко, поскольку мы с сестрой были самодостаточными. Что лучше? Не знаю… Я бы с ума сошла, если бы у меня двойня родилась. С одним-то еле-еле справляешься. А ведь у нас ещё есть старшая сестра Злата. Как мама справлялась с тремя детьми? Без памперсов, без няни… Не знаю…
П.: Жизнь актёра состоит не только из игры, чтения сценариев. Знаю, что многие читают пьесы. Что сейчас читаете вы?
К.К.: Современную английскую драматургию. Читаю и думаю, как ту или иную пьесу можно было бы поставить в нашем театре. Это было бы очень интересно.
П.: А вы предлагали Петру Наумовичу какую-нибудь пьесу?
К.К.: Это возможно. Люди приходят, предлагают. Человек может прийти и сказать: "Я хочу, чтобы вы поставили вот эту пьесу со мной в главной роли!" Но Пётр Наумович ставит исключительно то, что сам хочет. (Улыбается.) При максимальном авторитете Петра Наумовича всё равно существует некая демократия. Различные предложения, вплоть до выбора пьесы, исходят из масс.
П.: Насколько я поняла, Пётр Фоменко всегда принимает решение сам. А вы решаете всё сами или с кем-то советуетесь?
К.К.: Всё зависит от ситуации.
П.: Например, вам предлагают сняться в двух разных фильмах. Один – для интеллектуальной публики, с тонким и изысканным сценарием, второй – кассовый блокбастер для рядового обывателя. Какой вы выберете?
К.К.: Два! Попытаюсь сняться сразу и в том и в другом.
П.: А вас не смутит, что блокбастер может быть простым и грубоватым?
К.К.: Если решила сниматься, значит, не смутит.
П.: А вы на площадке человек эмоциональный или сдержанный?
К.К.: Скорее, сдержанный, во всяком случае в кино. Просто кино мне менее знакомо, чем театр. Я могу быть очень эмоциональна в театре. Спорить на репетиции, соглашаться или нет с предложенным мне. Театр меня очень заводит. (Улыбается.) А в кино я пока больше приглядываюсь.
П.: Наверное, это потому что в театре на репетиции камерная обстановка, а в кино много посторонних людей?
К.К.: Не всегда она бывает камерной в театре – Пётр Наумович очень любит, чтобы в зале во время репетиций сидели люди. Но актёрам это мешает, по крайней мере мне точно. (Улыбается.) Он очень страстно репетирует. Без страсти ничего в театре родиться не может. А кино более технологический процесс.
П.: Вы такая красивая женщина. Может быть, вы знаете, как сделать так, чтобы сохранить женскую привлекательность надолго?
К.К.: Спасибо. "Если бы знать, если бы знать…"
П.: А если женщина после рождения двух детей решит, что ей больше не нужно за собой следить?
К.К.: Это значит только одно: для неё это гармонично. Если женщине не хочется за собой ухаживать, не надо её заставлять. Значит, ей и так хорошо.
П.: Интересная тема. Одни люди говорят вот как вы сейчас, другие лезут в чужую жизнь где нужно и не нужно. А вы способны вмешаться? Во благо, например?
К.К.: Очень редко. Только если это очень близкий человек, которого я хорошо знаю. Когда я могу объективно оценить ситуацию. Тогда я влезу. Но просто вмешиваться, куда-то вламываться… Нет. Каждый поступает так, как считает нужным.
ИСКУССТВО МОЛЧАНИЯ
Ксения Кутепова из тех редких актрис, которые напоминают мне, что человек – первое в мире глубоко молчащее существо. Молчание зрелой женщины – это всегда заговор с самой собой. Рано или поздно оно прорвётся в большом поступке. Возможно, для Ксении это каждый раз новая роль. Несмотря на предпочтение классики и привязанность к театру Петра Фоменко, она органично и актуально смотрится в фильмах моего любимого режиссёра-женщины Веры Сторожевой. Анемичность (сдержанная или убитая чувственность) современницы важны и для роли монахини (фильм "Скоро весна" – его премьеру я жду с нетерпением), и для роли сироты (фильм "Путешествие с домашними животными"). "Немного солнца в стакане воды" – так я определила бы общую интонацию актрисы.
Мнение Ольги Маховской, психолога, писателя
Елена Копылова
"Психология на
каждый день", №3(28), март 2009 г.