Братья и сёстры Константина Треплева
Герой "Чайки" Константин Треплев жаловался: "У меня мать известная актриса, и, кажется, будь это обыкновенная женщина, то я был бы счастливее". В массовом сознании и сегодня имидж звезды сцены или экрана сходен с образом чеховской Аркадиной, имя которой постоянно треплют в газетах. Актерская профессия публична, она требует самоотдачи, и совместить её с "нормальным" житейским счастьем редко кому удавалось. Бездетными были Вера Комиссаржевская, Мария Савина.
Последняя даже признавалась, что "плохо чувствует сердце матери". Но нет правил без исключений. Такими исключениями были актерские династии Садовских, Музиль-Рыжовых. И сегодня потомок знаменитого клана Татьяна Рыжова работает в труппе Малого театра.
Дочь актрисы МХАТа Клавдии Еланской Екатерина (названная матерью в честь своей лучшей роли – Катюши Масловой) руководит московским театром "Сфера", её муж Виктор Коршунов, сын Александр – ведущие актеры Малого театра, в прошлом сезоне на этой же сцене дебютировал их внук Степан. Расхожую формулу "природа отдыхает на детях знаменитостей" опровергают Константин Райкин и Александр Лазарев-младший, талантливые дебютантки Мария Миронова, Агриппина Стеклова, Ольга Левитина.
В 1935 году журнал "Советский театр" (№10) предложил знаменитым актрисам принять участие в дискуссии о проблемах нового советского быта, о проблемах воспитания актёрских детей. Нам показалось интересным представить на наших страницах некий гипотетический "круглый стол", за которым окажутся звёзды русского театра и наши современницы – ведущие актрисы Москвы.
Тридцатые суровые годы, диктат советской идеологии наложили свой отпечаток на монологи Рыжовой, Еланской, Тарасовой. Сегодня, по счастью, можно говорить без оглядки, разница интонаций века нынешнего и века минувшего очевидны. Но обратим внимание на то, что при всей очевидной несхожести эпох многие темы, ставшие предметом обсуждения, за шестьдесят с лишним лет не потеряли своей актуальности. Итак, слово актрисам, имена которых стали легендой русского театра, и современным актрисам московских театров – О.Остроумовой, О.Волковой и П.Кутеповой…
…Полина Кутепова, артистка
Творческому человеку очень свойственны повышенное внимание к себе, самокопание, самолюбование, профессиональный эгоизм. Отсюда и страх многих актрис заводить детей – ведь нужно на какое-то время забыть о себе, о своих желаниях, эмоциях, переживаниях. И полностью переключиться на другого человека. Ведь когда появляется ребёнок, первое время вообще забываешь о себе.
Для меня не было вопроса: иметь или не иметь ребёнка. И страха не было. Я ни на минуту не задумывалась о том, что ставлю крест на своей карьере. И когда девочка родилась, я сделала всё возможное, чтобы не выпасть из профессии. Начнём с того, что Надюшке было всего два месяца, когда мы вместе с ней уехали на гастроли во Францию, на Авиньонский фестиваль. Сейчас я с ужасом вспоминаю это время. Три часа репетиция, потом бегу в гостиницу кормить, снова возвращаюсь на репетицию, играю спектакли. Мне, правда, помогали мама и муж (режиссёр Евгений Каменькович), которые находились рядом "на подхвате". Но всё равно было очень тяжело, и я горжусь, что я сумела выдержать это испытание.
Сегодня я не несу, как раньше, весь груз репертуара театра "Мастерская П. Фоменко". Сначала, не скрою, было нелегко смириться с тем, что твою роль играет кто-то другой. Не буду лукавить. Но потом ревность ушла. Оля Левитина играет Купавину в "Волках и овцах" по-своему. Я – по-своему. Сейчас я воспринимаю замену как очень важную помощь мне.
В младенчестве Надюшка была очень беспокойная. В первые месяцы я думала, что просто не выдержу напряжения. Но и эти испытания на выносливость, кажется, позади. Хотя появляются новые проблемы. Сейчас у неё начал проявляться характер. Нужен глаз да глаз. Необходимы терпение, тактичность, с которыми надо говорить "нельзя" 100, 200 раз. Мне кажется, воспитывать нужно не столько словами, сколько примером. Если будешь кричать на ребенка, то и он будет кричать и на тебя, и на других. Всё копируется. Хотя, конечно, есть что-то, что заложено природой. Маленький ребёнок так кровно связан с родителями, что понимаешь, как многое от тебя, от твоего трудолюбия зависит. Мне кажется, на первых порах необходимо жертвовать, и профессия должна отойти на второй план. Но я уверена, что с течением времени удастся сочетать и дом, и работу.
Ребёнок дает ощущение полноты жизни, а это очень важно для женщины. И что особенно ценно – появляется НЕЗАВИСИМОСТЬ от профессии. До появления ребёнка главным был театр, с ним были связаны все мысли и желания. Сегодня я думаю: мои удачи и неудачи, успех или неуспех не так уж важны. Я знаю, даже если у меня что-то не заладится с профессией, у меня есть опора. Не столь важно, на своём ли, или не на своём месте я в своей профессии. В жизни я точно на своём месте.
Екатерина Дмитриевская
"Литературная газета", №43, 28.10.1998 г.