Главная

Материалы о фильме "Скоро весна"


Вера Сторожева: Мне больше нравится снимать в провинции, чем в Москве

Псковская область в очередной раз завоевала внимание кинорежиссёров и превратилась в съёмочную площадку. "Американка", "Свои", "Рубеж атаки", "Диверсант", "Грозовые ворота", "Каникулы строгого режима", "Второе дыхание", "Мы из будущего" – весь список отснятых на территории Псковской области кинолент на этом не заканчивается.

На днях к нам приехала московская кинокомпания "ТЕЛЕСЕРВИС". В течение 37 дней съёмочная группа будет снимать в Псковской области художественный фильм "Скоро весна". Проект осуществляется при поддержке "Первого канала" и по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. Работает над созданием фильма целая плеяда именитых людей. Для начала, автор сценария – Ирина Васильева, обладательница гран-при фестиваля "Ялта. Бархатный сезон", а также серебряной медали имени Сергия Радонежского международного фестиваля "Радонеж". Режиссёр кинокартины – Вера Сторожева, известная как автор 25 документальных и 5 игровых картин, в том числе, фильма "Небо. Самолет. Девушка", "Француз", "Греческие каникулы". А её работа "Путешествие с домашними животными" получила пять призов на ежегодном международном кинофестивале в Коттбусе (Германия), гран-при Московского кинофестиваля и два приза основного международного жюри. Сама Вера Михайловна получила приз за режиссуру, а исполнительница главной роли Ксения Кутепова – за выдающиеся художественные достижения. Фильм также получил приз жюри Фипресси и приз "Дон Кихот", который присуждается жюри международной федерации киноклубов. Оператор-постановщик кинокартины "Скоро весна" – заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Климов, известный по фильмам "Брежнев", "26 дней из жизни Достоевского", "Ленинград", "Отец", "Вор" и другим кинокартинам.

Работа над новым фильмом "Скоро весна" только начата. Вчера был первый день съёмок, который прошёл на Октябрьской площади в Пскове, у ЦУМа, а сегодня с самого утра съёмочная группа обосновалась в отделении ОМОНа на улице Гремячей.

Мне удалось побывать на месте происшествия и увидеть своими глазами процесс подготовки к съёмкам. С самого утра на площадке перед отделением ОМОНа обосновались несколько внушительных фур и микроавтобусов, из которых техническая группа в течение долгого времени разгружала и перетаскивала на съёмочную площадку всевозможные штативы, киноплёнки, софиты и прочие железки.

Потом неожиданно приехал автобус "Псковэнерго". Чего здесь делать энергетикам, тем более что выглядели они как-то удивительно – в бушлатах каких-то, тулупчиках, длинноволосые. Оказалось, что это артисты. А автобус, на котором они приехали, позже на съёмочной площадке преобразился в автобус милиции.

Параллельно на открытом воздухе установили столик с чаем и кофе, и надо сказать, очень кстати. Погода с самого утра была весьма прохладная – тянуло с протекающей неподалеку Псковы. За более чем полтора часа пребывания мы порядком промёрзли, ну а каково было киносъёмщикам, которые приехали сюда раньше и собирались провести здесь весь день – вполне понятно.

Потом приехала Вера Михайловна Сторожева. Она провела с артистами небольшую репетицию, отправила их гримироваться и переодеваться, а в перерыве оказала нам честь и ответила на несколько вопросов. Заранее уточню, что "Скоро весна" – это первый фильм, который снимает Вера Сторожева на Псковщине.

– Вера Михайловна, почему Псковская область стала местом съёмок, и расскажите немного о сюжете картины.

– Мы думали, что здесь снега больше, чем в Москве, а оказалось, что его здесь даже и не было. Он недавно выпал, но мы его не успели поймать. На самом деле нам очень понравилось местечко Горохово, которое мы нашли для съёмок подворья. Мне больше нравится снимать в провинции, чем в Москве. В Москве уже как-то неинтересно, да и город ещё такой сумасшедший – из-за пробок съёмочный день уменьшается с 12 до 8 часов. Здесь мы нашли много замечательных псковских актёров, и сегодня у нас второй съёмочный день.

Сценарий называется "Скоро весна". Предполагалось, что съёмки мы начнём зимой, но начали в апреле. Местом действия является монастырское подворье, где живут асоциальные люди – бомжи, люди, выкинутые жизнью. Монахиня с ещё одной девушкой их приучают к духовной жизни, помогают им, эти люди работают. Кто-то выправляется, кто-то только зимует в этом подворье. Вот такая история.

– А финал будет положительный?

– Да, конечно, – ведь фильм называется "Скоро весна".

– Кто играет главную роль в фильме?

– Нет, это Ксения Кутепова. Она известная театральная актриса из театра Петра Фоменко, снималась в моём предыдущем фильме "Путешествие с домашними животными". А мужскую роль играет Сергей Пускепалис – тоже ученик Фоменко, начинающий актёр, получил много призов за фильм "Простые вещи".

– Вы пробудете здесь фактически до середины мая, и съёмки будут вестись на нескольких площадках…

– Сейчас у нас Псков, потом мы уедем на подворье в Горохово, в Изборске снимаем в самой крепости – довольно много точек.

– Фильм будет сниматься только в Псковской области, или отдельные эпизоды вы будете снимать в других регионах?

– Только здесь.

– А можно уточнить, какие сцены будут сниматься именно в Пскове?

– Городские сцены – всё, что касается героя, когда он выезжает в город. А герой по сценарию – крупный бизнесмен, который ищет свою бывшую жену, она монахиня, и попадает на подворье. И всё, что касается его присутствия в городе, снимается в Пскове, а всё остальное – 20 съёмочных дней – снимается в Горохово.

– Фильм выйдет на "Первом канале"?

– Это будет большое кино, снимается на плёнку. Сначала его предполагается показать в кинотеатрах, а первый телепоказ будет на "Первом канале".

Татьяна Борозденкова
Псковская Лента Новостей, 02.04.2008

В начало страницы


Съёмочная площадка фильма "Скоро весна" переместилась на улицу Гремячая

2 апреля, во вторник, корреспондент Псковской Ленты Новостей побывал на съёмочной площадке кинофильма "Скоро весна", который снимается в Псковской области. Напомним, что кинокартину снимает кинокомпания "ТЕЛЕСЕРВИС" при поддержке "Первого канала" и по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

Сегодня местом съёмки стала улица Гремячая в Пскове, там, где располагается отделение ОМОНа. К съёмкам начали готовиться с самого утра: к месту стянулись несколько больших фур и микроавтобусов со штативами, киноплёнкой и киноаппаратурой, необходимыми для работы. Пока работники разгружали оборудование, за отдельным столиком на открытом воздухе организовывался чай и кофе для всех задействованных в съёмках – от работников по технической части и до артистов, тем более что утро выдалось прохладное.

Далее на съёмочную площадку приехала режиссёр кинофильма Вера Сторожева. Она провела с артистами репетицию сцены, затем артисты отправились гримироваться и переодеваться, после чего начались непосредственный процесс съёмки сцены. В перерыве между репетицией и съёмками Вера Сторожева дала короткое интервью прессе.

Напомним, что съёмки фильма "Скоро весна" будут проходить в Пскове, Изборске и деревне Горохово до начала мая. Автор сценария – Ирина Васильева, обладательница гран-при фестиваля "Ялта. Бархатный сезон", а также серебряной медали имени Сергия Радонежского международного фестиваля "Радонеж". Режиссёр кинокартины – Вера Сторожева, известная по таким фильмам как "Путешествие с домашними животными", "Небо. Самолет. Девушка", "Француз", "Греческие каникулы".

Участие в съёмках принимает Ксения Кутепова, которая номинировалась на звание "лучшей актрисы" на церемонии вручения премии "Ника" за исполнение главной роли в фильме "Путешествие с домашними животными".

"Действие фильма "Скоро весна" разворачивается на подворье вдали от города, где прибилось с десяток людей со своей историей и непростой судьбой. Управляет этим хозяйством матушка Катерина. Справляться ей помогает юная послушница Оля – неуклюжая, простодушная, восхищённая и преданная. Катерина вытащила её из детдома. Однажды на подворье появляется Паша – возмутитель спокойствия, словно хозяин жизни. Он ещё не знал, что смертельно болен. Единственная, кто почувствовала в нём болезнь и боль – это Оля. Она пожалела и полюбила его всей своей наивной детской душой. Она смогла ему помочь, и жизнь возвращается к нему с весной как вечное обновление", – таков краткий сценарий нового фильма.

Псковская Лента Новостей, 02.04.2008 г.

В начало страницы


Режиссёр фильма "Скоро весна" надеялась найти в Пскове снег

Второй день в Пскове проходят съёмки фильма "Скоро весна". Как сообщила в интервью корреспонденту ПАИ режиссёр картины Вера Сторожева, художникам фильма очень понравился Псков как место для съёмок. "Правда, мы надеялись, что здесь будет больше снега. Пока же приходится собирать не растаявший снег и переносить его на съёмочную площадку", – сказала она.

"Картина называется "Скоро весна", это рабочее название, мы надеемся, что оно сохранится", – отметила В. Сторожева. "Мы снимаем подворье монастыря, где собираются асоциальные люди, бомжи, они там работают и молятся. Туда попадает бизнесмен, который ищет и находит свою прежнюю жену. Вот такая немножко смешная и в то же время драматическая история", – рассказала она.

Главные роли исполняют Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. В фильме также играют псковичи, в том числе 2 актёра театра кукол. "В Пскове мы нашли интересные типажи людей, они снимаются наравне с нашими московскими актерами", – сказала В. Сторожева.

Съёмки начались 1 апреля на Октябрьской площади в Пскове. 2 апреля съёмочная группа работала на набережной реки Псковы возле Гремячей башни. В съёмках использовался чёрный мерседес с номерами "О747ОО 60", принадлежащий актёру, депутату Псковского областного Собрания Алексею Севастьянову. Фильм будет сниматься до середины мая в Изборске на фоне крепости, а также в деревне Горохово (Печорский район).

Съёмки фильма финансируются государственным комитетом по кинематографии. Кинолента будет готова не раньше декабря 2008 года. Её премьерный показ состоится на Первом канале.

Добавим, что режиссёр картины Вера Сторожева родилась в 7 сентября 1958 года в городе Троицк Челябинской области. В 1983 году окончила Московский государственный институт культуры, а в 1993 году – Высшие курсы сценаристов и режиссёров, занималась в мастерской Александра Митты. В 1987 году Вера Сторожева снялась в фильме С. Попова "Легкая работа", а в 1989 году – у Киры Муратовой в картине "Астенический синдром".

Как режиссёр она сделала 25 телевизионных документальных фильмов. Телефильм "Живой Пушкин" был удостоен премии "ТЭФИ"-2000. Вера Сторожева - автор сценария и режиссёр короткометражного фильма "Развод" (1993), отмеченного на ряде международных фестивалей. В качестве соавтора сценария она принимала участие в создании художественного фильма Киры Муратовой "Три истории" (1997). В 2003 году Вера Сторожева дебютировала как режиссёр-постановщик полнометражной лентой "Небо. Самолет. Девушка", снятой по мотивам известной пьесы Э. Радзинского "104 страницы про любовь".

Психологическая драма В. Сторожевой "Путешествие с домашними животными" (2007) получила 5 призов на ежегодном международном кинофестивале в Коттбусе в Германии.

Псковское Агентство Информации, 02.04.2008 г.

В начало страницы


Съёмочный сезон

На съёмочной площадке фильма "Скоро весна"1 апреля в Пскове начались съемки полнометражного художественного фильма "Скоро весна".

Автор сценария – Ирина Васильева, обладатель Гран-при международного фестиваля "Ялта – Бархатный сезон". Режиссёр-постановщик – Вера Сторожева ("Путешествие с домашними животными", "Небо. Самолет. Девушка", "Француз", "Греческие каникулы"). По сценарию фильма, действие разворачивается на подворье вдали от города. Это место, где прибился десяток людей со своей историей и непосредственной судьбой. Место, где сталкиваются высокое и низкое, где последние имеют шанс стать первыми, а первые могут стать последними.

Управляет этим хозяйством матушка Екатерина. Помогает ей справляться юная послушница Оля, неуклюже простодушная, восхищённая и преданная. Катерина вытащила её из детского дома. Однажды на подворье появился Паша – возмутитель спокойствия. Словно хозяин жизни, он ещё не знает, что смертельно болен. Единственный, кто почувствовал в нём болезнь, это Оля, которая пожалела и полюбила его своей наивной детской душой. Она смогла ему помочь. И жизнь возвращается к нему с весной, как вечное обновление.

Съёмки фильма ведёт телекомпания "Телесервис" при поддержке Первого канала по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации. Сегодня съёмочный день прошёл на Октябрьской площади возле здания центрального универмага. В съёмках принимают участие Ксения Кутепова, Сергей Пускепалис и псковские актёры Дмитрий Чернов и Николай Либиков.

"Городская газета" (Псков), 08-14.04.2008 г.

В начало страницы


Съёмки фильма Веры Сторожевой "Скоро весна"

В Изборском заповеднике под Псковом режиссёр Вера Сторожева снимает первую сцену фильма "Скоро весна". Сценарий написан Ириной Васильевой вместе с режиссёром. В главных ролях Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. Рассказывают "Новости культуры".

Псков и окрестности как место для съёмок устроили и художников, и режиссера. По сценарию действие происходит в начале весны, но снимать начали в апреле. Подворье монастыря пришлось припорошить искусственным снегом. Герои картины Веры Сторожевой – бомжи, которые кормятся при монастыре. В поисках своей бывшей жены в эту компанию попадает бизнесмен.

Вера Сторожева, режиссёр: "Фильм о любви к человеку. О любви настоящей. У нас героиня говорит: "у нас на каждом столбе написано: любовь, любовь". Это о жертве, жертвоприношении себя ближнему".

В главных ролях Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. Кастинг актёров начался в Москве, а продолжился во Пскове. В массовых сценах заняты жители города, а в эпизоде снялись два актёра театра кукол.

"Скоро весна" – это рабочее название картины, но, скорее всего, по словам Веры Сторожевой, оно сохранится. По замыслу режиссёра, фильм должен помочь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации, обрести надежду. Съёмки фильма планируется закончить в мае.

Марина Михайлова, Новости культуры
Телеканал "Культура", 17.04.2008 г.

В начало страницы


Съёмки нового фильма Веры Сторожевой закончатся 14 мая

Ксения Кутепова на съёмочной площадке фильма "Скоро весна"Съёмки фильма "Скоро весна", новой полнометражной игровой картины Веры Сторожевой, лауреатки Гран-при Московского кинофестиваля 2007 года, завершатся 14 мая 2008 года. В прокат лента выйдет весной-летом 2009 года, сообщила Ленте.ру Анна Попова, исполнительный продюсер проекта. Съёмки картины проходят в Пскове и Псковской области.

В картине заняты Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис, псковские актёры Дмитрий Чернов и Николай Либиков, молодая актриса Ольга Попова.

Действие картины происходит при монастыре, к которому прибились случайные люди. Главные в подворье – матушка Екатерина (Ксения Кутепова) и послушница Ольга (Ольга Попова).

Сценарий к фильму "Скоро весна" написала Ирина Васильева, в качестве оператора над картиной работает Владимир Климов ("Ленинград", "Отец", "Вор").

Картина снимается кинокомпанией "СВ-Аурум" и компанией "ТелеСервис" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии и при участии "НОМОС-БАНКа".

Вера Сторожева получила в 2007 году "Золотого Георгия" ММКФ и пять наград на международном кинофестивале в Коттбусе за фильм "Путешествие с домашними животными". Картина номинировалась на четыре российские кинопремии "Ника".

"Лента.ру", 05.05.2008 г.

В начало страницы


Скоро весна

На съёмочной площадке фильма "Скоро весна"

Натура. День. Общий план. Псковская область. Птицы. Маленький трактор неспешно пашет чёрное, влажное поле, а вслед за ним, как снежный ураган, вьются сотни чаек, слетевшихся с окрестных озёр, и… стая аистов. По озеру у Изборской крепости плавает гордый лебедь. В пушкинскогорском парке, посаженном Абрамом Ганннбалом – прадедом поэта, поёт малиновка. А в небе с юга на север тянется вереница журавлей, потому что здесь тепло, скоро весна. "Скоро весна" – так называется новый фильм обладательницы "Золотого Георгия" XXIX Московского МКФ, режиссёра Веры Сторожевой, который она снимает близ старинного города Изборска, упоминающегося в летописях с 862 года.

"У нас тут такая красота и благодать! Снимаем в полях! На площадке – Кутепова и Пускепалис. Приезжайте!" Всё это, конечно, надо было увидеть своими глазами. По приглашению Веры Сторожевой мы сели в машину, тем самым обрекая её на фатальные ухабы и ямы российских дорог, и отправились в Псков.

– Это мы называем "артхаус", – сказала встречающая нас режиссёр, одетая в три куртки, нелепую шапку с козырьком поверху, укутанная в шаль, но с перстнями и браслетами на красивых руках. – Холодно здесь. Девочки, принесите гостям "утепление".

Небо ясное, солнце яркое, но ветер пронизывает до самых костей. И вот мы уже стоим, похожие на пленных французов 12-го года, утеплённые одеялами и телогрейками. В руках – горячий чай и бутерброды, которых так хочется отведать и маленькой чёрненькой собачке. Она прямо-таки улыбается, вьётся у ног, почти танцует и, конечно же, получает гостинец. В момент нашего приезда снималась сцена в парнике, где матушка Екатерина, сажая помидорную рассаду, беседует со своим бывшим мужем Павлом. Разговор их бесстыдно перебивает рыжий кот Мышкин, который врывается в теплицу и начинает поедать листья ботвы… Действие фильма разворачивается на сельскохозяйственном подворье монастыря, где под началом строгой, но справедливой монахини работают, учатся молиться и просто жить по-человечески бывшие бомжи, зэки и странники.

Производством картины занимаются кинокомпании "СВ-Аурум" и "ТелеСервис" по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации при участии ОАО "НОМОС-БАНК". Сценарий фильма написала режиссёр документального кино Ирина Васильева. Центральные роли исполняют актриса театра Петра Фоменко Ксения Кутепова и ученик того же мэтра, театральный режиссёр Сергей Пускепалис. А студентка режиссёрского факультета ВГИКа Ольга Попова (по случайному стечению обстоятельств дочка режиссёра Веры Сторожевой) играет главную героиню Ольгу – девушку с любящим сердцем и широкой душой, которую матушка Екатерина забрала на подворье из детдома. Другие важные персонажи – двенадцать мужиков, или, как их тут называют, двенадцать апостолов.

– Они живут и трудятся на подворье, – рассказывает режиссёр Вера Сторожева. – Кто пьёт, кто молится, кто гуляет потихонечку. На их роли были приглашены два-три актёра из Москвы, остальные – местные актёры-типажи. В Пскове нашли замечательного артиста Дмитрия Чернова. Он работал в местном кукольном театре. На его героя был утверждён другой актёр, мы просто искали в городе исполнителей на вторые, третьи роли, массовку, увидели Диму и утвердили на большую роль, а его за это тут же уволили из театра. Сейчас устраиваем его судьбу, потому что он очень талантливый, интересный актёр. Вот наши козочки, коровы, лошадка, – их приводят из окрестных деревень. Кошки, собаки к нам сбегаются. Рабочие местные. Вот вчера зарплату получили, сегодня запили. Прямо беда: художнику работать не с кем.

Образ картины, её воздух, ауру, если угодно, вместе с режиссёром создаёт постановочная группа. На проекте "Скоро весна" собралась замечательная команда профессионалов. Оператор-постановщик – народный артист России, на счету которого около сорока кинокартин, Владимир Климов.

Художник-постановщик Сергей Филенко, создавший стиль таких фильмов, как "Кавказская рулетка", "Греческие каникулы", "Похитители книг", "Ярик". Художницы по костюмам Марина Ананьева и Ирина Лунина делают с Верой Сторожевой уже пятую картину.

– Да, у нас давняя творческая дружба, – говорят Марина и Ирина. – Костюмы героев всегда несут определённую цветовую и стилистическую задачу.

– Ваша несомненная заслуга – удивительное преображение героини через внешний облик в фильме "Путешествие с домашними животными".

– От правды жизни необходимо было немножко оторваться, рассказывает Марина Ананьева. – Есть правда жизни, а есть правда искусства, где несколько другие законы.

– Сам сценарий "Путешествия…" диктовал это преображение, – продолжает Ирина Лунина. – Можно было бы ещё больше уйти в символический характер фильма, в арт.

– Но в той картине сознательно был заложен некоторый перебор, чтобы громче прозвучал момент преображения человека, происходящего на наших глазах, чтобы ярче был виден контраст. В фильме "Скоро весна", конечно, такого контраста нет, здесь история более спрятанная, суровая, сдержанная. Но надо было сделать так, чтобы из тёмного и серого всё выходило к светлому.

– То есть по ходу фильма драматургия костюма развивается?

– Когда в кино появляется что-то контрастирующее, это должно быть оправданно, у наших мужиков кардинальных изменений, конечно, не происходит. Но есть в фильме очень любопытные моменты: в видениях главного героя они являются совершенно в ином виде. Тут мы дали волю фантазии. У крепостных стен Изборска мы снимали сцену "Притча о виноградарях". В сознании героя мужики, которых мы видели в таком, почти бросовом виде, предстают древними библейскими персонажами. Нам самим было интересно увидеть, как они преобразились, когда мы навертели на них эдакие восточные хламиды…

– Но оставив при этом элементы обычной мужицкой одежды: кирзовые, а у кого-то и резиновые сапоги, современные кожаные ремни… Мы работам на грани фантасмагории.

– Ещё одна сцена "видений" снималась в театре, когда те же мужики являются джентльменами в смокингах, поют какую-то итальянскую арию и с небес спускается главная героиня Оля в красном платье. Всё это было на грани китча и безумия, которое в силу болезни овладевает героем.

– Сначала мы думали, что при сером сдержанном колорите окружающего мира можно было сделать образы мужиков совершенно разными, как лоскутное одеяло, как цветные мозаичные камушки.

– Но потом мы поняли, что в таком случае теряется цельность. В сценарии была заложена определённая тема, и она должна сохраниться.

– Украшать их было нельзя, они должны быть органичны среде, которая их окружает, они должны быть настоящими рядом с козами и коровами, и это, кажется, получилось.

– Позавчера, когда у нас была съёмка в псковском театре, мужики наши переоделись, загримировались и пошли покурить, а вахтёрши на входе стали выгонять их: "Уходите отсюда, бомжи".

– А они говорят: "Мы – артисты", а она: "Щас, конечно! Все вы тут артисты, а ну пошли отсюда".

– Это комплимент вашей работе!

– Исполнители наши очень фактурные, у них такие лица! С каждым из них тут столько уже было приключений: один пропал, другой упал. Своя история.

– Одежда человека является выражением его душевного состояния. Главный герой, Паша, попав на это подворье, так же как и все мужики, находится в сомнении. Нет у него окончательного решения: хочет ли он жить хорошо, праведно, сразу ли оставит все свои грехи… Попав сюда, Паша становится таким же мужиком, как и все местные обитатели, и одежда для него была выбрана схожая.

– Так и в жизни бывает: человек может быть на вершине, а потом оказаться на самом дне. В начале фильма мы толком не видим героя, он едет в джипе, потом разбивается. Когда он оказывается на подворье, его переодевают, и он становится таким же неотличимым от других бомжом, странником…

– Таким же беспомощным перед Богом, как и все мы. Несмотря на свое богатство или бедность.

– А костюм матушки Екатерины?

– Подрясник и апостольник для героини Ксении Кутеповой нам шили в швейной мастерской при московском Соловецком подворье. Мы писали прошение, получили благословение настоятеля. У нас была задача сохранить крой и канон, – правда, мы просили сшить подрясник из другой, более пластичной ткани. Надо сказать, в монашеской одежде невозможна никакая суета, лишние движения, никакие уловки и приманки. Думаю, это помогает актрисе.

Ксения Кутепова, уставшая после съёмок, ночных смен, и, быть может, ещё не вышедшая из образа строгой монахини, матушки Екатерины, отвечала скупо и сдержанно, по-евангельски: "да-да", "нет-нет". Она рассказала, что в жизни сталкивалась с монахинями, но не расспрашивала их о мотивах ухода в монастырь. Специальных консультантов на картине нет, и перед съёмками в монастыри она не ездила, для создания образа многое вспоминала сама, разговаривала со сведущими людьми. Конечно, как актриса, Ксения очертила для себя историю своей героини, но рассуждать об образе в процессе работы затрудняется.

– Рано ещё говорить, да и как в двух словах можно определить человека? В каждом человеке тысячи качеств, которые сочетаются, переплетаются одно с другим. Моей героине надо простить своего бывшего мужа, который предал её, а она не может. В душе она проходит большой, сложный, тяжёлый путь и всё-таки прощает в финале. На подворье она собирает сирых и убогих, даёт им работу и еду. Жизнь здесь жестокая, но в этой женщине есть стержень, который ей помогает. Автор сценария Ирина Васильева рассказывала мне о прототипе моей героини, её знакомой монахине, которая тоже занималась таким вот хозяйством и была очень крепка духом. История замечательная, сценарий очень хороший, в героях происходит много внутренних изменений, и это интересно играть.

– Вы второй раз уже работаете с режиссёром Верой Сторожевой…

– Да, роль в её фильме "Путешествие с домашними животными" была моей первой сознательной большой работой в кино. И было нелегко. Сейчас мне проще, чем на первой картине, – кажется, мы с Верой Михайловной уже друг к другу как-то приладились.

– Расскажите о ваших партнёрах по площадке.

– Ольга Попова, она прекрасная, а главное, мне кажется, здесь стопроцентное попадание в образ. Мы ладим хорошо. Замечательный Серёжа Пускепалис, с ним мне вообще очень просто, мы на одном языке разговариваем, потому что он ученик Петра Наумовича Фоменко. Я рада, что выдалась возможность совместной работы.

– Ваш большой театральный опыт, школа Петра Фоменко помогают в работе в кино?

– Скорее, мешают. Мне, по крайней мере. Ведь в театре совсем другая техника. Наоборот, я сейчас больше учусь, нежели эксплуатирую то, что наработано в театре. Но, простите, меня ждёт машина, надо ехать в аэропорт.

По окончании работы над фильмом Ксения пообещала дать для "Ролана" большое интервью и улетела в Москву, где на следующий день у неё должен был быть спектакль. А у Сергея Пускепалиса назавтра были съёмки нового эпизода, и он не спешил покидать площадку.

– После ряда московских мероприятий приехал дней на пять в Магнитогорск отдохнуть, побыть с семьей, шёл как-то с сыном по городу, и вдруг звонит Вера Сторожева с предложением сниматься в её картине. Вообще-то, я не собираюсь строить карьеру артиста кино, но если встречаются на моем пути люди, у которых я могу чему-то поучиться в своей режиссёрской деятельности, я с удовольствием соглашаюсь. Первым таким моим наставником стал Алексей Попогребский на картине "Простые вещи", и вот теперь Вера Сторожева, у которой мне ой как много чему есть поучиться: как она видит кадр, как она организовывает процесс, как работает на площадке. Учусь я и у прекрасного оператора Владимира Михайловича Климова, с восторгом смотрю на его работу, вся его "опергруппа" удивительно профессиональна. И естественно, партнёры. Великое счастье встретиться на площадке с моей "однополчанкой" Ксенией Кутеповой: много общих тем, точек соприкосновения. Здесь играют Николай Козак, Александр Наумов, которых я тоже и прежде знал. Саша Наумов снимался вместе с моим сыном Глебом в фильме "Ловитор", Коля Козак пробовался на картину, которую я собираюсь снимать. Сам он из Тольятти, тоже из мужиков, очень приятный человек. С Ольгой Поповой мне так же очень интересно работать, она учится на режиссёра, мыслит нестандартно.

– А как вы оцениваете сценарий?

– Ирина Васильева написала замечательный сценарий, интересный и по сюжету и по подтекстам. Некоторая внешняя религиозность – это не самоцель, а, на мой взгляд, одно из важнейших предложенных обстоятельств, возникающих в жизни двух людей – Паши и Екатерины-Тамары, в орбиту отношений которых втянуты такие разные люди. Мой герой Паша – человек, добившийся некоторого успеха, он волчара, который должен контролировать свои деньги, но мне он интересен тем, что человеческое в нём ещё живо. Это фильм о настоящем и ненастоящем, он заставит задуматься, что подлинно в нашей жизни, а что искусственно, ложно…

Пока мы разговаривали с Сергеем Пускепалисом, с неимоверной для киношников быстротой и организованностью группа переместилась на другой объект: теперь им предстояло снимать сцену пожара. Храм, который в фильме халтурно, без молитвы, трепета и благоговения строили подворские мужики, сгорает. Интересно, что эта линия фильма была продиктована самой жизнью. Как рассказал мне художник-постановщик Сергей Филенко, на том месте, где сейчас стояла недостроенная церковь, прежде был дом, в котором планировали снимать общую трапезную и келью матушки Екатерины. Но кто-то, вообразив, что хозяин получит большие деньги, позавидовал и дом поджёг. Тогда настоятель Никольского собора в Изборске протоиерей Алексий Лопухин предложил снимать комнату скитоначальницы в церковном домике близ его храма, где живут настоящие матушки. Когда в их чистенькую маленькую намоленную келейку с иконками и рушниками забилось двадцать человек съёмочной группы, матушки приуныли, но отец Алексий благословил их терпеть и смиряться. И тогда у постановщиков появилась идея, что на фундаменте бывшего дома мужики будут строить храм.

– Первые труды их сгорают по грехам. Строили-то тяп-ляп, – по ходу подготовки к съёмке объясняет режиссёр. – Тут зубоскалили, тут про баб мечтали, тут курили. В финале они снова начинают строить церковь, но уже с другими мыслями и чувствами.

Владимир Климов оседлал операторский кран, актёрская группа с иконами в руках, вместе с коровами, козами и котом Мышкиным выстроилась в вереницу крестного хода. По сюжету шествие должно было закончиться трагически…

– Все на исходные, – командует режиссёр. – Сначала все смотрят на огонь, а когда здание начнёт рушиться, всем надо отпрянуть, испугаться. Стоите хорошо! Всем выйти из кадра, снимаем один дубль. Господи, благослови! Зажигаем!

Быстро вспыхнуло пламя. Недостойное Божественного величия и человеческих рук строение сгорает на глазах. При этом зрелище трепет охватывает душу, страшно от осознания того, что огня заслуживает любая халтура, которую ты делаешь в жизни. Вот уже схватились стропила и купол…

– Рушим!

– Сгорел, – раздаётся голос в рации режиссёра.

– Кто сгорел?

– Шнур, который должен был обрушить центральную балку, сгорел.

– Тогда ждём, когда всё само собой рухнет, – даже имея дело со стихией, Вера Сторожева спокойна и уверенна как полководец. – Нет, давайте снимать, а то пожар уже не такой эффектный. Мотор! Владимир Михайлович, опускаемся. Камера на людей. Укрупнение.

Со слезами на глазах героиня Ольги Поповой, добрая девушка Оля, ставит на землю козлёнка и первая уходит от пожара. Больно смотреть…

– Вы называете режиссёра Сторожеву просто Верой, но, кажется, не секрет, что вы её дочка… Но на съёмках, наверное, нужно абстрагироваться от родственных взаимоотношений? Или это невозможно? На площадке то и дело слышно: "Оля, отойди от огня! Оля, надень сапоги! Дайте Оле Поповой куртку!"

– Но это было уже после смены. А во время съёмок и вблизи огня нужно было пробегать, и подвешивали меня на четыре метра в театре, и три часа я так висела, а потом на руках ужасные синяки были. Поблажек нет.

– А слушаться просто? Вы вообще послушная дочь?

– Дочь – нет, актриса – да. Я встаю на место режиссёра, так как тоже начинаю этому учиться, и я прекрасно понимаю: если актёр не слушается – это самое отвратительное, что только может быть. Только режиссёр представляет себе полную картину того, каким должен получиться фильм, а поскольку всё снимается покадрово, кино складывается как мозаика, то здесь очень важно не ошибиться.

Так, по кадру, по фрагменту – план за планом, эпизод за эпизодом – складывается новая кинокартина. Наблюдать за работой талантливых творческих людей всегда очень интересно, но эта съёмочная площадка показалась нам какой-то особенно вдохновенной.

Продолжение репортажа о съёмках нового фильма Веры Сторожевой читайте в следующем номере журнала "Ролан".

Алиса Струкова
Журнал "Ролан", май-июнь 2008 г.

В начало страницы

Hosted by uCoz