Главная

Талант – это частная собственность?

Досье театральных премий: кто, кому, зачем и сколько

Театральные премии – из тех, что нельзя купить. Нельзя получить уведомление по почте: мол, внесите сумму денег и попадёте в номинацию, в каталог "Человек високосного года". "Втусованность" и соответствие актуальным театральным тенденциям не помешают, но театральная премия при всей её субъективности – вещь неподкупная. И потому дорогая сердцу всякого получателя.

Ведь как актёр/режиссёр/сценограф думает? Если меня заметили – значит, я существую. Дали премию – простое и понятное подтверждение ergo sum.

А премии соревнуются между собой в стремлении наградить лучших. Главная сложность – не пересечься с коллегами-конкурентами в списках победителей, и это получается: у каждой премии – свой отличительный взгляд и вкус, только патриархи получаются одни на всех. Помимо представленных сегодня, есть в Москве театральная премия "Известность" газеты "Известия", есть премия "МК", есть премия "Кумир" и премия "Театрал", акция по поддержке театральных инициатив, придуманная Евгением Мироновым, но мы попробовали сконцентрироваться на самых-самых... Дарить друг другу праздник – тут перенасыщения рынка не ожидается.

Перед вами – досье главных театральных наград, вручаемых в Москве. По этому досье можно наблюдать, как люди театра ищут баланс между государством и частными инвестициями, сиюминутной модой на "лицо" и серьёзными тенденциями. Приз, с которого снята маска, и получить приятнее.

"Золотая маска"

Учредитель. Союз театральных деятелей

Статус. Национальная театральная премия

Кого награждают. Лучшие спектакли минувшего театрального сезона – драма, опера, балет, куклы, современный танец. Состав жюри меняется ежегодно. В жюри входят практики театра, ведущие искусствоведы и критики.

Фразы, ставшие легендарными. Михаил Ульянов: "Золотую маску" вручают профессионалы профессионалам" (1995). Принцип "коллеги – коллегам" соблюдается по сей день. "С точки зрения вечности любая премия ущербна" (Эдуард Бояков, 1998). "Возврати мне, маска, душу" – в 2002-м, получая приз, Фоменко процитировал Блока.

Ключевые лица премии. Эдуард Бояков, создатель и учредитель фестиваля и премии "Золотая маска".

Инвесторы. Государство (ФАКК и правительство Москвы) и спонсорский пул (Сбербанк России, Нафта Москва, Nescafe Gold, "Бастион", "Мариотт", "Эльга") в соотношении примерно 50 на 50.

Единица измерения. Театральный сезон.

Денежный эквивалент. Нет.

Приз: "Маска" придумана художником Олегом Шейнцисом. Нагрудный знак "Золотой маски" сделан из золота.

Самая громкая церемония. Десятилетие в Большом театре.

Самая лучшая шутка. "Мне сейчас хочется что-нибудь выкомарить", – сказала лауреатка Юлия Борисова на церемонии в 1996 году и подкрепила кувырком через голову.

Главная претензия. Горячие споры по списку номинантов.

Самый большой скандал. Церемония 1997 года в Вахтанговском театре. Лейтмотивом церемонии стали похороны театра. Ведущие Юлия Рутберг и Сергей Маковецкий были в костюмах могильщиков, Оксана Мысина произносила монологи от имени призрака Алисы Коонен. Всё было очень деконструктивно. Публика визжала от гнева.

Бояков: "Чем больше проходит времени, тем больше понятно, что это была лучшая церемония. Её помнят все".

Бюджет церемонии-2005. $100 тысяч.

Самое важное завоевание. Бояков: "Действительно независимая получилась штука, равно дистанцированная от правительства, министерских, спонсорских кругов и от СТД". Создан профессиональный, постоянно ротируемый экспертный совет, благодаря которому стала возможна максимально точная кардиограмма общероссийского театрального сезона. "Маска" ввела моду на приз зрительских симпатий.

Смысл премии. Укрепление престижа театрального искусства.

"Чайка"

Учредитель. Продюсерский центр "Чайка".

Статус. Независимая частная премия.

Кого награждают. "Чайка" не рассматривает спектакль как единое целое. Это единственная премия, где награждают гримёров, критиков и продюсеров. Ноу-хау "Чайки" – необычные названия номинаций. "Сердце ангела" – лучшему театральному продюсеру. "Умелые руки" – гримёрам. "Некоторые любят погорячее" – так награждают аналог секс-символа на сцене. Премия режиссёру называется "Сделай шаг" – за нетрадиционное прочтение классического произведения.

Ключевые лица премии. Ведущие премии – Катя Коновалова и Игорь Золотовицкий, а также вся стая "чаек", активно формирующая бренд. Исполнительные продюсеры Елена Ковригина и Полина Зуева, автор сценария церемонии Елена Гремина, генеральный директор Елена Лапина, директор премии Елена Платонова. Оргкомитет премии за 10 лет почти не поменялся.

Инвесторы. Постоянные – Longines, Evrotime. Их доля – 15%. "Других постоянных партнёров у нас, к сожалению, нет. Если бы они появились, мы были бы счастливы". Когда-то "Чайку" сильно поддерживало правительство Ханты-Мансийского автономного округа. В этом году в проведении церемонии принимали участие Jacques Dessange, Vitrum Beauty Elite, "Тамада", Mainame.

Бюджет церемонии-2005. Коммерческая тайна. Лапина: "Бесценно".

Денежный эквивалент премии. Отсутствует. В некоторых номинациях спонсоры дарят подарки, как правило часы Longines.

Приз. Чайка в полёте, отлитая в бронзе.

Единица измерения. Календарный год, так как премия вручается в конце декабря, всегда в МХТ имени Чехова.

Самая громкая церемония. Пятая, в 2000-м, так как она переломила ход премии. Тогда Райкин и Сиятвинда показали хорошо сделанный капустный номер на большой сцене, в хороших декорациях, на представительном собрании людей. И "чайки" поняли, что это их формат.

На самом деле "Чайка" всегда была самой гламурной театральной церемонией. Откутюрные платья, увесистые бриллианты, дорогие часы, забитый "Лексусами", "Мерседесами", "Ауди" пешеходный Камергерский – только на "Чайке" театральный народ не стесняется показать друг другу и журналистам, сколько на самом деле платят в сериалах.

Самая лучшая шутка. Стихотворение "Снежинки". Автор К. Райкин. Исполняли на "Чайке"-2005 К. Райкин и Г. Сиятвинда в костюмах Снежинок.

Мы не дебилы, не педрилы,
Цинизм, о, спрячь свои ужимки.
Сегодня здесь для "Чайки" милой
Мы – новогодние Снежинки.

Снежинки мы, наш вес ничтожен,
Удел наш – виться и кружиться.
Мы можем вьюгой быть, а можем
Спокойно на ладонь ложиться.

Признаемся в желаньи дерзком:
Тайком отбившись от метели,
Мы в переулке Камергерском
На "Чайке" покружить хотели.

Снежинки разные: вот, скажем,
Одна снежинка – дебютант.
А я – снежинка, но со стажем,
А я – снежиночка-мутант.

Как хорошо, вертясь и рея,
Земные тяготы забыть.
Полезно негру и еврею
Раз в год снежинками побыть.

Нас завтра снова жизни вьюга
Предновогодняя закружит,
Мы разлетимся друг от друга,
Но здесь сейчас все очень дружат.

Здесь хорошо, в глазах смешинки,
Мы здесь резвимся и летаем –
Афроеврейские снежинки,
А в Роще Марьиной растаем.

Прекрасна праздников шумиха,
Но любит русский человек,
Когда на землю тихо-тихо
Ложится новогодний снег.

Проблем и дел – как в преисподней,
На нашем театральном рынке.
Но это завтра, а сегодня
Идите в жопу, мы – Снежинки!

Главная претензия к премии. "Почему мне не дали?"

Самый большой скандал. Лапина: "У нас никогда не было скандалов, и слава богу".

Самое главное завоевание премии. Независимость, понимаемая как "кому хотим, тому даём".

Смысл премии. Поощрять тех, кто этого заслуживает. Соперничество с другими премиями отсутствует. Лапина: "Мы занимаем совершенно отдельную нишу, как и все остальные".

"Хрустальная Турандот"

Учредитель. Беленький Борис Петрович, частное лицо.

Статус. Высшая театральная премия Москвы.

Кого награждают. Премия вручается "за яркое явление на театре". Если ничего не произошло, премия не вручается. Уникальная номинация – "За вклад в театральное искусство Москвы". В ней вручали "Хрустальную розу" Николаю Караченцову, "Хрустальную стрелу" – Владимиру Машкову. По мнению жюри "Турандот", именно после его "Номера 13" чеховский МХАТ вырвался вперёд. Также "Турандот" награждала "пришельцев, оставивших яркий след на московских подмостках, но не наследивших", – актера Богдана Ступку, Деклана Донеллана. В 2005 году одну "Турандот" на троих получили исполнительницы ролей трёх сестёр в спектакле Петра Фоменко.

Фразы, ставшие легендарными. Когда актёру Владимиру Зельдину исполнилось 90 лет, его назвали "цветущим кипарисом парка юрского периода". О Марке Захарове было сказано: "В саду вишнёвом русского театра он посадил цветущее дерево и дал ему гордое название "Ленком".

Ключевые лица премии. Постоянные члены жюри – режиссёр Пётр Тодоровский, балерина Екатерина Максимова, музыкант Андрей Макаревич. Особенность "Хрустальной Турандот" в том, что члены жюри не служат в театре, и потому их вкусу можно доверять. Беленький: "Это дает "Турандот" возможность избежать цеховщины".

Инвесторы. Корпорация "Связьинвест". Корпорация "РИГ групп". Компания "Ост-групп".

Единица измерения. Яркое явление на театре. Формально минувший театральный сезон – с сентября по май. Вручение – в июне в Шереметьевском зале Кусковского дворца.

Самая громкая церемония. На "Турандот" не бывает конвертов и дежурной фразы "Я волнуюсь". Это не церемония, а спектакль с участием обрусевшей китайской принцессы Турандот – с 1993 года это актриса Вахтанговского театра Мария Аронова. Беленький: "В 1993 году мне пришла в голову счастливая идея пригласить в спектакль под названием "Вручение премии "Хрустальная Турандот" выпускной курс Владимира Иванова. Ребята устроили потрясающее шоу, придумали великолепные музыкальные пародии. Одной из выпускниц этого курса была Маша Аронова".

Бюджет церемонии-2005. Не разглашается.

Денежный эквивалент. Отсутствует. "Когда дают деньги, непонятно, чему люди радуются – деньгам или призу".

Приз. Статуэтка героини пьесы Карло Гоцци принцессы Турандот, отлитая в хрустале.

Лучшая шутка. "Театр – дело серьёзное. Вручение премии – тем более. Какие могут быть шутки?".

Главная претензия. Упрек в келейности. Шереметьевский зал Кусковского дворца вмещает 250 человек. Беленький: "250 приличных человек, которых радостно видеть, ещё можно найти. И потом – актёры достойны дворца!". Претензия к себе – не удаётся наладить рабочий контакт с телевидением.

Самый громкий скандал. Два года назад заводу в Гусь-Хрустальном заказали десяток хрустальных "Турандот", а получили хрустальных монстров. Дата церемонии была сорвана.

Самое важное завоевание. "Хрустальная Турандот" – первая из негосударственных премий в современной России. Борису Беленькому удалось научить мир относиться к актёрам с уважением, как к ним относился его тезка Борис Петрович Шереметьев. Актёры благодаря ему ежегодно съезжаются на бал в свою честь.

Смысл премии. Беленький: "Талант – это частная собственность, которую Господь Бог дает человеку в управление. Поэтому и премия частная".

Международная театральная премия имени Станиславского

Учредитель. Международный фонд имени Станиславского.

Статус. Международная премия.

Кого награждают. Артистов, режиссёров, деятелей театра, художников, которые своими работами и жизнью способствуют творческому осмыслению наследия Станиславского и развитию его принципов.

Фразы, ставшие легендарными. На церемонии 2005 года награждали худрука РАМТа Алексея Бородина. Бородин сказал: "Желаю, чтобы и через сто лет вручали премию Станиславского".

Ключевые лица премии. Основатель фонда – Олег Ефремов. Президент фонда имени Станиславского – Марк Захаров. Вице-президент – Зейнаб Сеид-заде.

В разные годы членами жюри и лауреатами премии были Пётр Фоменко, Евгений Миронов, президент фонда Марк Захаров, Лев Додин, Алла Покровская, Алексей Бартошевич.

Инвесторы. Премию поддерживают Комитет по культуре Москвы, ФАКК, правительство Московской области, правительство Москвы, инвестиционно-банковская компания "НИКойл".

Единица измерения. Театральный сезон.

Денежный эквивалент. Есть. Порядка $3000 каждому лауреату.

Приз. Памятный знак из золота с факсимиле Станиславского.

Самая громкая церемония. Юбилейная, в 2004 году, в отеле "Балчуг-Кемпински". Cцену и зал превратили в корабль. Ведущие вечера актёры Чулпан Хаматова и Игорь Гордин вызывали победителей на капитанский мостик, из динамиков доносился шум прибоя, на большом парусе высвечивались имена лауреатов, а за столами кают-компании праздновали победы.

Самая лучшая шутка. Вручали режиссёру Анатолию Шапиро премию за постановки русской классики. Шапиро сказал: "Если бы Станиславский получал эту премию, он сказал бы: "Верю".

Главная претензия к премии. Члены жюри помогают получать премии актёрам "правильных" театров.

Самый большой скандал. В 2004 году премию "Строитель театра" вручили Юрию Погребничко, у которого как раз накануне сгорел театр. Здание до сих пор не восстановлено.

Самое важное завоевание фонда. Выпуск "Вишнёвого сада" Някрошюса и его прокат по России. Жители Орла, Воронежа, Калининграда смогли увидеть Евгения Миронова в роли Лопахина, Людмилу Максакову в роли Раневской, Игоря Петренко в роли Фирса. Силами фонда восстанавливается бывшее имение Станиславского под Москвой Любимовка, вручается молодёжная премия "Московская премьера".

Смысл премии. Награждать лучших среди своих.


P.S. Невозможно расставить звёздочки – какая премия главнее, какая безупречнее, какая щедрее. Важно, что театральная премия помогает людям театра ощутить свою значимость и нужность. Премия по определению вторична, как и критика, первичен талант. Тут всё просто. Но свои призы по части открытости общения с прессой "Новая газета" может раздать.

Самая открытая премия – "Золотая маска".

Самая гламурная и эпатажная – "Чайка".

Самая романтичная – "Хрустальная Турандот".

Самая респектабельная и закрытая (информацию предоставляла выборочно) – имени Станиславского.

Екатерина Васенина
"Новая газета", 02.03.2006 г.

 

Hosted by uCoz