Главная

Материалы о фильме "Явление природы"


Сергей Осипьян, Александр Лунгин: "Мы делали кино очень дешево, но с чрезвычайно профессиональными людьми"

10 июня 2010 года в Сочи в рамках программы основного конкурса 21 Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" будет показана дебютная работа Сергея Осипьяна и Александра Лунгина "Явление природы". Интернет-портал "ПрофиСинема" побеседовал с режиссёрами о специфике съёмок малобюджетного фильма, о совместной работе и выгоде наличия двух режиссёров на площадке, а также о прокатной судьбе "Явления природы" и о том, какое будущее ждёт российский кинематограф.

Корреспондент: "Явление природы" — ваш режиссёрский дебют?

С.Осипьян: Мы с Сашей давно работаем вместе над сценариями, фильмами. Я снимаю много рекламных роликов, так что "Явление природы" только формально является режиссёрским дебютом.

А.Лунгин: Это для меня "Явление природы" — режиссёрский дебют, потому что раньше я работал по большей части как сценарист.

Корреспондент: Почему Вы, сценарист, решили взяться за режиссуру, а не отойти в сторону, как это бывает при окончании сценарной работы?

А. Лунгин: Отойти в сторону – самое печальное дело в жизни сценариста. Получается, что все ушли куда-то на улицу, а ты остался дома, делать уроки.

Корреспондент: Почему Вы работаете вдвоем, как Вам это удается?

А. Лунгин: При выполнении заказной работы надо просто проявлять свои профессиональные качества. И тогда легко формально разделяться на сценариста и режиссёра. А "Явление природы" — наш авторский совместный проект, над которым мы работали вместе от начала и до конца.

С.Осипьян: Вообще-то всё легче делать вдвоём. Хотя очень многие не могут работать вместе. Ведь даже семейная жизнь – сложная вещь, которую тоже надо организовать сообща. И если встречаются люди, которые всегда могут договориться, или хотя бы прислушаться друг к другу, то открываются широчайшие возможности. Вдвоём работается гораздо легче.

А.Лунгин: …во всяком случае – веселее.

С.Осипьян: И веселее, это точно. Режиссёр – очень одинокая профессия. Режиссёрам трудно живётся: обычно они – несчастные, закомплексованные, замкнутые и одинокие люди.

А.Лунгин: Размах власти отделяет их от всех остальных.

С.Осипьян: Нет, просто на них лежит огромная ответственность. И когда её можно разделить с соавтором, это прекрасно…

Корреспондент: Почему у фильма довольно большая продюсерская группа?

С.Осипьян: Это феномен малобюджетного кино, требующего огромного количества продюсеров и продакшенов. Для реализации такого проекта требуются усилия не одного продюсера, не одной компании, а целой группы людей, которые приняли участие в создании фильма и помогли нам его сделать.

А.Лунгин: Каждый вкладывал, что мог: кто-то помогал деньгами, кто-то делал бесплатно то, за что мы бы никогда не смогли заплатить. Фильм получился микробюджетным. Во многом поэтому он снят на фотоаппарат "Mark II".

Корреспондент: То, что фильм снят на фотоаппарат, сказалось на техническом качестве изображения?

С.Осипьян: Хотя фильм снят на фотоаппарат, по своему изображению он не имеет ничего общего с веб-камерой.

А.Лунгин: Это не фильм в стиле "Догмы".

С.Осипьян: Фотоаппарат дает невероятное изображение. Практически это живопись, непохожая ни на видео, ни на кино.

А.Лунгин: Такое изображение создает медитативные ощущения у зрителя, так как движения камеры медленные и плавные. Технически фильм сделан довольно сложно и необычно.

С.Осипьян: Это полностью цифровое кино, но качество у него такое же, как у фильма, снятого на 35мм пленке.

Корреспондент: Как Вы решились снимать своё авторское, малобюджетное кино?

А.Лунгин: Мы стареем, денег всё нет, а делать своё кино хочется.

С.Осипьян: Мы решили не дожидаться, когда система российского кинематографа окончательно рухнет в пыль и рассыплется на атомы, хотя, очевидно, что мы застанем этот момент. Российский кинематограф как свет далекой звезды: его уже нет, а свет ещё доходит и возникает иллюзия, что он существует.

А.Лунгин: Наш фильм – это эксперимент. Если можно так дёшево снимать кино, значит, какой-то выход из сложившейся ситуации есть. Когда мы начинали работу, то не были уверены, что вообще что-то получится. У нас не было ничего, кроме сценария и фотоаппарата, про который говорили, что на него, вроде бы, можно снять фильм. И сценарий мы специально писали так, чтобы его можно было снять за 15 смен с минимальным бюджетом.

С.Осипьян: У нас была определённая стратегия: сделать кино очень дёшево, но с чрезвычайно профессиональными людьми. Мы допускали множество компромиссов в области бюджета, однако никаких компромиссов в области кадровой политики. У нас очень хороший актёрский ансамбль. Главную роль сыграл Глеб Подгородинский, заслуженный артист России, один из самых востребованных молодых артистов Малого театра, в котором он играет Чацкого, лейтенанта Попполтона в "Корсиканке", Платона в "Правде хорошо, а счастье лучше", Тузенбаха в "Трёх сёстрах", Ломова в "Предложении". Но в кино Глеб почти не играл, поэтому для нас он был большой удачей: с одной стороны – актёр замечательный, а с другой – малоизвестный широкой публике. "Явление природы" — его бенефис. Вся картина держится на Глебе.

Главную женскую роль в фильме играет Ксения Кутепова, одну из ролей исполняет Игорь Черневич, известный по "Коктебелю". Вообще все актёры, снявшиеся в фильме, замечательные.

С нами работал один из самых многообещающих на сегодня операторов Роман Васьянов, который снял несколько фильмов Валерия Тодоровского, в том числе "Стиляги".

А.Лунгин: Он снимал большие фильмы, блокбастеры с огромным количеством света, но посчитал наш проект интересным для себя, в то время как технически у нас всё было несколько скромнее: только два фонаря и фотоаппарат.

С.Осипьян: Художником-постановщиком стал Денис Лищенко – известный и хороший профессионал, хотя он не работал в большом кино, только в рекламе. У нас был прекрасный режиссёр монтажа – Павел Ханютин, который монтировал "Кислород" Ивана Вырыпаева.

А.Лунгин: То есть с точки зрения продюсирования, фильм кажется любительским, но с точки зрения производства он вполне профессиональный.

С.Осипьян: Не то что бы мы собрали группу единомышленников и решили срочно как-то сделать какой-нибудь фильм. Нет, мы давно работаем в киноиндустрии, и наконец-то решили свои знания и умения применить для своей пользы, а не для каких-то других людей.

А.Лунгин: И неожиданно оказалось, что это интересует многих суперпрофессиональных кинематографистов: они готовы участвовать в таком малобюджетном проекте, при условии, что им нравится идея фильма и сценарий.

С.Осипьян: Сценарий написан по мотивам рассказов Юрия Коваля. Мы с Сашей давно подбирались к этому с детства нами любимому писателю, пытались написать несколько сценариев. В итоге получился, на наш взгляд, трогательный и симпатичный материал, который заинтересовал и помог найти единомышленников.

Корреспондент: К какому жанру вы могли бы отнести свой фильм?

С.Осипьян: По жанру это драма. И говорим мы на языке артхаусного кинематографа. Несмотря на то, что большинство людей считают артхаус чуть ли не обидной кличкой или страшным клеймом, мы снимали наш фильм, как чисто артхаусное кино.

А.Лунгин: На наш взгляд, артхаусное кино – это просто фильмы, считающиеся с языком фестивальной субкультуры. Сегодня в сложившейся ситуации, по крайней мере, в российском кинематографе, ничем другим заниматься почти невозможно. Только артхаусные фильмы имеют международную сертификацию, благодаря которой ты можешь на что-то рассчитывать.

Корреспондент: Расскажите подробнее, о чём повествует фильм "Явление природы"?

С.Осипьян: Фильм о трёх москвичах, живущих в деревне. Заканчивается лето, и главный герой понимает, что надо уезжать, но из-за личных и бытовых проблем уехать не получается. Фильм называется "Явление природы" неспроста: он не только о людях, но и о природе в самом широком смысле слова, то есть о взаимодействии природы, мира с человеком.

А.Лунгин: Форма сюжета навеяна рассказами Коваля, которые были написаны им в 70-е годы. Это классический эскапизм советского образца. Но и сейчас, в век глобального туризма, он странным образом оказался актуален. Так что нам кажется, что про главного героя картины "Явление природы", довольно далеко отошедшей от литературной основы, даже дальше, чем мы изначально рассчитывали, можно сказать, что он – герой нашего времени. В той или иной мере приближения к нему.

Корреспондент: Какое значение для вас имеет участие в конкурсе "Кинотавтра"?

А.Лунгин: Мы хотим заявить о том, что мы – режиссёры и играем на рынке отечественного кино. Для этого "Кинотавр" нам и нужен. А дальше – как сложится. Мы можем только надеяться на хорошую фестивальную судьбу фильма. Мы и не считаем, что лента обязательно должна брать большие призы. Ведь мы не думали ни о "Кинотавре", ни о каких-то других фестивалях, когда работали над картиной. А просто пытались сделать нечто интересное для себя.

Корреспондент: Какой прокат Вы, как продюсеры, планируете для фильма "Явление природы"?

А.Лунгин: Прокат возможен на пяти-семи копиях.

С.Осипьян: Строго говоря, проката у нас в стране нет. Где показывать такую картину, как "Явление природы"?

А.Лунгин: Раньше, чем через год, фильм всё равно в прокат не выйдет. Так что пока об этом говорить рано.

С.Осипьян: У такого малобюджетного кино своя экономика, своя судьба, свои законы.

А.Лунгин: Если мы соберём в прокате скромную по общим меркам сумму, то для нашего бюджета это всё равно будут серьёзные деньги.

С.Осипьян: Мы не гонимся за количеством копий. Уверен, что те, кто захотят увидеть фильм, смогут его посмотреть. Такая возможность точно у них будет. Мы не собираемся заполнить весь мир нашим кино, но активно демонстрировать его планируем.

Корреспондент: Как вы думаете, кому будет интересен ваш фильм?

С.Осипьян: Думаю, фильм будет интересен любому человеку. Это достаточно камерное, личное высказывание.

А.Лунгин: В картине нет ничего специального, особого. Фильм рассказан классическим киноязыком. Для его восприятия не требуется особая подготовка: это не синефильское высказывание в чистом виде.

С.Осипьян: Трогательный главный герой, с которым случаются странные вещи…

Корреспондент: Есть ли у вас задумки на будущее, какой бы фильм вы хотели снять после "Явления природы"?

С.Осипьян: У нас очень много задумок и идей. Но настораживает ситуация в кинопроцессе и, честно говоря, отсутствие какой бы то ни было перспективы вообще.

А.Лунгин: Могу одно сказать: ещё один такой же фильм мы не хотели бы сейчас снимать. Нам кажется, что мы способны на разное, поэтому хотелось бы сделать что-то совсем другое. Но как именно – непонятно. Если у "Явления природы" будет успех, может, он нам поможет, а может, и нет. В данной ситуации пока мы остаёмся при том же раскладе, с которым приступали к работе над картиной. Денег на создание нового фильма нет, схем их получения – тоже нет.

С.Осипьян: Даже Никита Михалков , как видите, старался, снял большое кино, а на него не ходят. Ну что ж, остаётся только отступить, в слезах…

Mail.Ru, 10 июня 2010 г.

В начало страницы


Сергей Осипьян и Александр Лунгин, режиссёры фильма "Явление природы": "Позицию режиссёра сильно преувеличивают!"

Фильм "Явление природы", снятый режиссёрским тандемом Сергея Осипьяна и Александра Лунгина, стал, в какой-то мере, очередным шоком от программы "Кинотавра-2010". Впрочем, и сами авторы не скрывали, что этот фильм — "эксперимент во всех отношениях". Они сняли свою картину не на плёнку, а, как они выразились, на "фотоаппарат", — то есть на прибор "Canon Mac 2 Deo", разумеется, в цифровой версии. Фильм — чистой воды артхаус, длящийся чуть больше часа. И, в довершение ко всему, в ленте присутствует необходимая для развития сюжета, но всё же весьма откровенная эротическая сцена с участием Ксении Кутеповой, исполняющей главную женскую роль и одновременно являющейся женой Осипьяна. Обо всём этом, а также о двуполярности российского кино и поиске нового киноязыка Триером режиссёры рассказали в интервью журналисту РуДата.

Ваш фильм и его главный герой у меня ассоциируются с 70-ми годами, например, с "Полётами…"

Александр Лунгин и Сергей Осипьян (вместе). "…во сне и наяву"!!!

А. Л. Это был наш главный референс. Конечно, элементы экранизации существуют там. Поэтому лирическая форма нашего героя из 70-х годов. И легко представить себе в его роли молодого Олега Даля или Янковского. "Полёты во сне и наяву" мы специально смотрели, поэтому наше кино во многом является парафразом этого фильма. Там герой в конце зарывается в стог с сеном, отворачиваясь от камеры, и что-то подобное есть и у нас.

С. О. Так что вы абсолютно правильно это считали. Но это было сделано сознательно.

А. Л. У нас разные были идеи. Мы хотели как-то играть с этим временем, строить свою авторскую архаику, но потом решили, что не будем так делать, а оставим это только в разрозненных деталях.

Как вы думаете, такой герой как бы из 70-х годов сейчас актуален? Такие люди сейчас действительно существуют?

С. О. Конечно. Я думаю, что половина ваших сверстников сейчас лежит где-то на пляже в Гоа и думает, как бы провести остаток жизни, разбираясь в себе. Это очень популярно. Просто изменились место и способы бегства.

Но этот человек думает о себе, о своем месте в этом мире, о своем "я". Сейчас же все куда более прагматично. Разве у людей есть время подумать об этом?

А. Л. Нам кажется, что есть. Но в данной ситуации мы хотели немного ускользнуть от социальной проблематики, поэтому человек, который выясняет отношения с туристической индустрией, был нам не настолько интересен. У нашего персонажа какие-то более классические и прямые отношения с природой, поэтому мы эту архаическую форму и оставили. Но, на самом деле, в позднем урбанизме эта тема никуда не девается — тема усталости от города, возвращения к простым природным действиям. Это руссоистская тема, проходящая сквозным мотивом через всю немецкую культуру. Но с таким же успехом мы можем считать этого героя и так называемым "лишним человеком", как нас учили в школе.

С. О. Так же, как героев Лермонтова и Пушкина.

А. Л. Мне кажется, что те, кто не думает о своём "я" лежа на Гоа, всё равно за это расплачиваются, потому что потом наступает похмелье, и вопросы эти приходят…

С. О. Подумать придётся!

А. Л. …или ломка — у кого как.

У вас настолько красиво показана природа, что мне лично, не профессионалу в этом плане, совершенно непонятно было, плёнка это или цифра. Но также мне показалось, что в фильме, в его эстетике есть перекличка с фильмом "Дикое поле"…

С. О. Там есть цитата из "Дикого поля" — когда человека, в которого попала молния, закапывают в землю.

А. Л. В остальном же преемственности здесь нет, фильмы разнонаправленные. Разве что из одной и той же ветви артхаусного кино, схожи по своему экзистенциальному типу.

С. О. Но с визуальной точки зрения у нас совсем другое решение.

А. Л. У нас другая интонация.

С. О. В "Диком поле" более жёсткая литературная основа. В сценарии Луцика и Саморядова их собственный мир, очень герметичный.

А. Л. Там более традиционная и героическая форма.

С. О. Герой на фронтире — человек в степи, противостоящий какой-то дикости, такой пионер. Наш же герой погружён в русскую природу, тихую и скромную.

Перед началом показа вы предупредили зрителей о том, что не желательно, чтобы фильм смотрели дети до 16 лет, потому что там есть "откровенные эротические сцены". Вы слышали, как в зале засмеялись?

С. О. Это Ситора (прим.: Ситора Алиева) попросила нас об этом сказать. Видимо, это фестивальная потребность. К тому же фильм показывали в 4 часа дня, кто-то пришёл с детьми… Нам и самим в таком случае это не понравилось бы…

Но смеялись-то потому, что в фильмах и до вашего было достаточно довольно откровенных сцен, поэтому у вас это не выглядело настолько шокирующим.

С. О. Эти сцены, кстати, кто-то счёл слишком порнографическими. Хотя нам кажется, что там всё не совсем так.

Но понятно же, для чего нужна эта сцена. Она рифмуется с дальнейшим сюжетом.

А. Л. Ксения (прим.: Ксения Кутепова, исполнительница главной женской роли) очень хорошая театральная актриса. Она не заслоняет своих партнёров, как многие кинозвёзды.

С. О. А мы, надо сказать, скептически относимся к звёздности российских актёров…

А. Л. И вообще обвинение в том, что для Глеба (прим.: Глеб Подгородинский, исполнитель главной мужской роли) она слишком яркий партнёр, нам не кажется справедливым. Наоборот, она старается подыгрывать ему своими действиями.

С. О. Они очень хорошо друг друга понимали.

А. Л. У них одна школа актёрской игры.

Вы сказали, что вам хотелось снять фильм побыстрее. У вас был материал, и вам хотелось его выдать?

С. О. Просто уходило время, потому что зимой снимать кино про осень невозможно.

А. Л. И потому мы пытались придумать быстрый проект. Мы специально придумали фильм, чтобы могли его снять меньше чем за три недели. А Мише (прим.: Михаилу Калатозишвили) просто понравился сценарий. Он подошёл к этому по-другому, как настоящий деятель культуры, сказал, мол, что вы торопитесь, надо уважать собственный текст… Он просил, чтобы мы подождали какое-то время, чтобы найти серьёзные деньги на фильм. Мы же хотели все сделать прямо сейчас.

Вы сняли этот фильм вместе, как два равноправных режиссёра. Но ведь для этого наверняка необходимо взаимопонимание.

С. О. Мне кажется, профессия режиссёра во многом обвешана какими-то клише. Что режиссёр — это унылый человек, который сидит за монитором и курит сигару… На самом деле, это мало имеет отношения к действительности.

А. Л. Сценарий пишет сценарист, снимает оператор, играют актёры… Позицию режиссёра сильно преувеличивают! И это во многом правда. А таких тандемов, когда режиссёры работают вдвоём, я думаю, будет появляться всё больше и больше. Если ты дружбу ценишь больше, чем своё место в искусстве, то у тебя есть шанс так работать.

Вы давно дружите?

С. О. Давно. И мы не только дружим, но и работаем вместе тоже давно. "Явление природы" — это вершина айсберга. Мы написали вместе уйму сценариев. И у нас за плечами есть и другой фильм, "Парни с Марса". Он, правда, ещё не вышел на экраны. Это был наш с Сашей любимый сценарий. Мы много в него вложили. Но специфика российского кинопроизводства низвела его в какие-то подвалы. Наши продюсеры никак не могут выпустить его в прокат. И потому "Явление природы" — это наш формальный дебют.

А. Л. "Парни с Марса", кстати, наоборот, был довольно дорогим фильмом. Это не сугубо артхаусная вещь.

С. О. Но он завис, попав в межвременье, когда понятия артхаусного и коммерческого кино размылись. То есть артхаус-то остался, а вот что такое коммерческое кино никто уже не понимает… Мы только один настоящий коммерческий фильм знаем — "Аватар"…

А. Л. Фестивальная субкультура очень узкая и почти такая же жёсткая, как и коммерческая. А то, что существует между этими двумя полюсами, обречено на прозябание и гибель… Если ты позволяешь себе с иронией относиться и к фестивальному, и к комерческому языку тоже, то ты никому не нужен…

С. О. Снять кино без оглядки на эти два полюса невозможно. То есть… снять можно, но показать нельзя…

А. Л. Американские продюсеры занимаются независимыми фильмами, которые не обязательно обладают какими-то сугубо фестивальными качествами, и это нормально.

С. О. Например, фильмы братьев Коэнов. Они имеют и коммерческий потенциал, и в то же время любимые фильмы интеллектуалов. У нас же такое невозможно, потому что тогда сразу встанет вопрос: "А это для кого?"

Ваш новый фильм выйдет в прокат?

С. О. На DVD он будет точно, плюс какой-то ограниченный прокат, который обычно получает артхаус.

А. Л. Три копии…

С. О. Может быть, десять…

А. Л. Но мы надеемся ещё долго пожить фестивальной жизнью. Мы знаем, что фильм соберёт очень мало денег в прокате, но для нашего бюджета и это "очень мало" является какой-то суммой. Когда же ты начинаешь снимать фильм за миллион долларов, то эти "мало денег" так и остаются никому не нужными.

У вас всё так просчитано…

А. Л. Мы снимали на свои деньги и на деньги наших друзей, и потому не могли позволить себе, чтобы что-то не получилось. Мы и так очень волновались, потому что не знали точно, уложимся ли в эту сумму, что сделает "фотоаппарат", на который мы снимали…

Вы как-то тестировали его перед съёмками?

С. О. Конечно. Но всё равно точно было не понятно до самого последнего момента. Поэтому то, что сейчас происходит, для нас уже победа.

Вы оба давно занимаетесь кино. Сохранили ли вы способность хотя бы какие-то фильмы смотреть как зрители, а не как профессионалы?

А. Л. Не знаю. Я, наверное, нет. Хотя обычно я смотрю много, но сейчас, пока мы делали этот фильм, я что-то устал от ситуации, когда нужно постоянно глядеть на экран.

С. О. Я более наивный в этом плане человек, чем Саша. Я фильмы смотрю как зритель, не могу воспринимать их как профессионал. У меня чисто эмоциональное восприятие кино. И только потом, когда с Сашей поговорю, начинаю критически анализировать просмотренное.

Тогда назовите, пожалуйста, последние фильмы, которые вам обоим понравились.

С. О. На нас обоих большое внимание оказал Ларс фон Триер и его последний фильм "Антихрист". Можно по-разному к нему относиться, но то, что это поиск нового киноязыка, нам очевидно.

А. Л. Нам очень подошло и то, что он с помощью специальной оптики делал с лесом. Это стимулировало нас к тому, чтобы выбрать именно такую тему (прим.: действие фильма "Явление природы" происходит в деревне и в лесу).

Может быть, что-то из российского вспомните?

А. Л. Из русского я давно не смотрел чего-то, что произвело на меня сильное впечатление.

С. О. Любой фильм называйте, который вам нравится. Я думаю, мы присоединимся.

"Пять вечеров".

С. О. Нам тоже подходит.

А. Л. Прекрасный фильм.

С. О. Нет-нет, у нас нет каких-то маргинальных воззрений.

А. Л. Для меня, наверное, самой настоящей иконой поколения является фильм "Плохой лейтенант" Вернора Херцога.

С. О. А из российского кино фильмы Германа.

А. Л. И "Баллада о солдате".

Евгения Гутникова специально для
www.rudata.ru, 11 июня 2010 года,

В начало страницы

Hosted by uCoz