Главная

Материалы о съёмках мультфильма "Про мышонка"


Пугачёв превратится в волка

Классика в мультфильмах

Московская студия "Анимос" закончила съёмки очередного мультфильма из серии "Русская классика – детям": это свежий взгляд на "Сказку о глупом мышонке" Маршака. Ещё не остывший кукольный павильон тут же был застроен новыми декорациями: на экран просится "Капитанская дочка".

Пела ночью мышка в норке:
"Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи..."

Эти строки знакомы каждому с первых лет жизни. "Сказка о глупом мышонке" Самуила Маршака разошлась невиданным тиражом: в книжках-малютках, радиопостановках, кукольных спектаклях, мультфильмах. И вот пришло время новой экранизации. Режиссёр Мария Муат предложила свою версию анимационного прочтения Маршака – тринадцатиминутный кукольный фильм называется "Про мышонка". По жанру это мюзикл, и спели его актрисы театра "Мастерская Петра Фоменко" Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и обе сестры Кутеповы. По словам сценариста Владимира Голованова, "это было душераздирающее зрелище": "Они вырывали друг у друга реплики, кричали: "Я буду червяк!.." Учитывая, что запись происходила после репетиции "Трёх сестёр" в театре, перевоплощение было потрясающим".

Голованов и Муат гуманнее Маршака – они берегут детскую психику и не убивают несчастного глупыша. Все няньки-животные под предводительством мамы-мыши догоняют кошку и спасают героя. Особый реверанс – в сторону художника-постановщика Марины Курчевской. Изысканные декорации сразу создают радостное настроение от встречи с кукольным кино – весьма редким в последние годы. Антураж мгновенно настраивает на театральность: это всё не по-настоящему, это игра. И когда Жаба с Мышью идут к норке, на втором плане крутится огромный барабан с нарисованным пейзажем, а все действия героев поясняет хор плоских мышек-марионеток. Великолепны персонажи: эксцентричная тётя Утка в модной шляпе, неуклюжая тётя Жаба, ретивая тётя Лошадь, флегматичная тётя Щука в старушечьем платочке.

"Про мышонка" – очередной фильм из серии "Русская классика – детям", над которой работает московская студия "Анимос" (гендиректор – Тенгиз Семенов, худрук – Наталья Орлова). Уже вышли и завоевали немало профессиональных наград "Желтухин" (по А. Толстому), "Гостинец от крёстной" (по А. Погорельскому), "Девочка Люся и дедушка Крылов" (по Саше Чёрному), только что завершены "Новогодние приключения двух братьев" (по Е. Шварцу). Наталья Орлова вспоминает об аналогичных проектах англичан, которые экранизировали Шекспира, сказки народов мира, самые знаменитые оперы, и объясняет, в чём отличие: "У нас режиссёры сами предлагают свои идеи, а мы обсуждаем, что принимать, а что – нет". Сама Орлова снимает чеховскую "Каштанку". Работает в традиционной рисованной технологии, отказавшись от любимого стиля – живописи на стекле. Здесь главенствуют прорисовка, контуровка, фазовка, за рубежом закупается целлулоид, которого в России теперь днём с огнём не сыщешь. Привлекаются необходимые для такого кино ресурсы со стороны – начинающие художники из ВГИКа и школы-студии "Аргус". Для них это и практика, и возможность заработать. "Почему "Каштанка"? Потому, что это ностальгия, – объясняет режиссёр. – Мне близка эта тема. Я много лет провела в интернате. Всё плохое ушло из памяти, и остались только сны, запахи, впечатления. Почему и Каштанка возвращается от сытой, хорошей жизни у Клоуна в грязную мастерскую. В основе этого сюжета – грусть. Но грусть сладкая".

Как и в случае с "Мышонком", сценарий написал Владимир Голованов, музыку – Игорь Назарук, роли озвучили мэтры Лев Дуров (Столяр) и Александр Калягин (Клоун). Художник-постановщик – Вера Пиунова, недавняя выпускница ВГИКа. Её мама, легендарная Нина Виноградова, работает в соседнем павильоне, обсыпая бутафорским снегом – обыкновенной солью – декорации "Капитанской дочки". Пушкина экранизирует режиссёр Екатерина Михайлова. Повесть превратят в "мистически-романтическую притчу". "Наше повествование будет основано на воспоминаниях Гринёва, – рассказывает режиссёр. – Он присутствует на казни Емельяна Пугачёва и мысленно уносится в прошлое. Это позволит нам обращаться к любым эпизодам, в любой последовательности".

В фильме предполагаются даже батальные сцены, но хитрые художники стараются обойтись "малыми жертвами" – в кадре будут мелькать крупные планы ног, рук, лиц, из-за чего и должно создаваться впечатление массовости. Между тем куклы только второстепенных персонажей занимают несколько ящиков. Главные же герои, созданные Ниной Виноградовой, восхищают обаянием и характерностью: Гринёв – трогательный юноша, комичный Комендант, тревожный старик Савельич, скользкий злодей Швабрин, толстая Комендантша. "Посмотри, какая замечательная получилась Маша, – показывает куклу Нина Николаевна. – Она не красавица, ведь Маша – девушка простая, деревенская. И щёчки у нее пухлые, и носик длинный. Но какие прелестные глазки! А формы!" Свита Пугачёва – воплощение разрушения и смерти, "потусторонние" типы, которые могут присниться только в кошмарном сне. Особенно двое – длиннорукий крючконосый карлик и тощий великан без лица. "Кукла самого Пугачёва ещё не готова, – поясняет Михайлова. – Но он у нас самая мистическая фигура. Иногда будет являться в виде волка – у него две ипостаси. Но в то же время Пугачёв не будет лишен обаяния. И наш Гринёв должен найти путь общения со злом, чтобы и себя не потерять, и свое заполучить. Этакий компромисс. Сказка же!" "Сказка – сказкой, но раскадровка фильма по толщине напоминает "Войну и мир", – шутит Виноградова и протягивает увесистую папку.

Буквально сегодня в павильоне будет установлена камера, и съёмочный процесс начнется. Кстати, на "Анимосе" это первый опыт съёмки на цифру. А в ближайших планах студии – выпуск видеокассеты с уже готовыми фильмами проекта "Русская классика – детям".

Сергей Капков
"Газета" №199, 26.10.2004 г.


Как делают мультфильмы?

Для того чтобы мультипликационная кошка вильнула хвостом, художнику необходимо нарисовать десятки картинок. А чтобы персонаж кукольного фильма перестал грустить и рассмеялся, ему порой приходится… сменить голову. О своих профессиональных секретах рассказывают читателям мастера студии "Анимос".

Мультфильмы студии "Анимос" неизменно получают высокие оценки как у профессиональных критиков, так и у самого строгого жюри – юных зрителей. Недавно вышедший фильм "Про мышонка" был удостоен приза жюри Открытого анимационного фестиваля в Суздале как за "Лучший анимационный фильм для детей".

Обычный мультфильм длится около десяти минут. На его создание уходит в среднем около девяти месяцев. Это неудивительно, ведь для рисованного мультфильма необходимо изготовить, прорисовать на целлулоиде и залить краской около 15 тысяч рисунков. Работа над кукольным мультфильмом требует не меньше сил: один только поворот головы куклы снимают по три-четыре часа.

Рассказывает режиссёр Мария Муат:

– Мультфильм начинается, как и любой другой фильм, со сценария. Потом сценарий попадает к режиссёру и художнику, которые разрабатывают стилистику фильма. Затем происходит озвучивание фильма, актёры читают текст, и лишь потом под актёрские голоса у героев фильма прорисовывается артикуляция. Иногда кукла приобретает и внешнюю схожесть с актёром, её озвучившим. Например, в фильме "Девочка Люся и дедушка Крылов" русский баснописец похож на Олега Павловича Табакова. В фильме "Про мышонка" все роли исполняют актрисы театра "Мастерская П. Фоменко". Согласитесь, трудно представить, что Галина Тюнина, известная утончённостью и выдержанностью игры, может петь в хоре мышей тонким голоском, квакать, мяукать (ей достались роли жабы и злодейки-кошки). Она играет в нашем фильме с огромным удовольствием, впрочем, как и все её коллеги.

Как правило, у каждого кукольного персонажа несколько "двойников". Если по сюжету у героя меняется выражение лица, то чаще всего меняется и само лицо вместе с головой, разумеется. Для крупных планов кукол изготавливают отдельно. Например, в мультфильме "Про мышонка" есть сцена, где главный герой (а нужно сказать, что куколка мышонка была высотой всего 10 см) держит в руках банку с комаром. Понятно, что у такой крохи не только комара, но и банку в руках рассмотреть трудно. Поэтому милому шалуну пришлось обзавестись двойником в два раза больше себя. Иногда в кадре нужно показать крупным планом только верхнюю часть туловища. В этом случае изготавливается лишь она. Например, в фильме "Желтухин" есть сцена, где семья сидит за столом. У некоторых кукол ног здесь не видно. Их и нет.

Рассказывает художница Марина Курчевская:

– В мультфильме работает удивительное правило: чем условнее мир, тем более натурально он выглядит на экране. Часто в анимации используют театральные ходы и уловки. Например, чтобы показать, что действие происходит на городской улице, бывает достаточно декорации фасада одного дома. Порой простые тюлевые занавески, которые в кукольном мультфильме изображают листву осеннего сада, выглядят естественнее, чем смотрелись бы натуральные листья. Роль снега у нас обычно играет соль, крахмал, синтепон. Дождь используется из рисованных мультфильмов, просто рисунки дождя накладывают на пленку с кукольным фильмом. Чтобы показать ветер, на стекло перед камерой кладется синтепон или просто кусок ткани, потом резко вынимается – и на пленке остается запечатленным какое-то внезапно промелькнувшее движение. Птички и комарики летают в кукольном мультфильме с помощью лески. В старые времена леску приходилось закрашивать специальной краской, но её всё равно было немного видно. Теперь её убирают с помощью компьютера.

Мария Муат:

– Главное в мультфильме – движение. Как кукла движется в кадре? У каждой из кукол в ногах есть дырочки, с помощью которых они прикрепляются к пенопласту. Чтобы снять шаг куклы, нужно чуть-чуть, буквально на три-четыре миллиметра, передвинуть ногу, закрепить её, снять кадр, потом снова передвинуть на такое же расстояние, закрепить, снять второй кадр и так далее. В глазки кукол вставляют крошечные булавочки, с помощью которых зрачки будут двигаться. Веки куклам делают из пластилина. Выразить гнев кукольному герою помогут запасные брови домиком. Если по сюжету волосы куклы должны развеваться на ветру, в каждый волосок вставляется тоненькая проволока.

Марина Курчевская:

– В одной из наших сказок есть кукла-нищенка. Во время съёмок одной из сцен она должна была улыбнуться, но лицо при этом – оставаться статичным. Мультипликатор приподняла кукле головку, и вдруг куколка сама раскрыла глаза и… заулыбалась. Иногда наши куклы начинают жить своей собственной жизнью – и это самое удивительное в мультипликации.

Личный опыт

О своём опыте в работе над мультфильмом "Про мышонка" рассказывают актрисы театра "Мастерская П. Фоменко".

Полина Кутепова:

– Для меня это был не первый опыт в мультипликации. Я уже успела поработать с Олегом Табаковым над мультфильмом "Про девочку Люсю и дедушку Крылова", режиссёром которого также была Мария Муат. И когда она снова пригласила меня на озвучивание, я была очень рада. Ведь сам процесс безумно интересен: сначала пишется звук, а значит, придуманное художниками изображение полностью зависит от того, как звучат голоса и какая будет музыка…

Галина Тюнина:

– Меня поразил композитор Игорь Назарук! Перед записью каждого музыкального кусочка он терпеливо репетировал с нами. А потом так втянулся в этот процесс, что даже сам решил озвучивать щуку! Да и от себя, честно говоря, я ничего подобного не ожидала! Вообще, я была потрясена моими партнёршами, которых я знаю много лет. Мадлен Джабраилова сыграла сразу четырёх персонажей. Когда она озвучивала утку, мы зажимали рты, чтобы не расхохотаться!

Мадлен Джабраилова:

– Было очень весело. Мы придумывали вместе, дурачились, как в детстве. Это был вовсе не тяжкий труд! Когда мы закончили запись и нам выдали деньги – я растерялась. Мне и в голову не приходило, что за громадное удовольствие, которое мы получили во время озвучения, ещё и деньги положены!

Ксения Кутепова:

– Я с огромным удовольствием играла роль мышонка, мне кажется, он так похож на моего сына Васю! Это придавало мне дополнительную энергию. Я сама для себя была неожиданна. Не говоря уже об остальных – в нас оказалось столько скрытых талантов!

Татьяна Демидова
"TOVARY.RU", 14.04.2005 г.

Hosted by uCoz