Главная

Материалы о фильме "Кромовъ"


Константин Филимонов, кинопродюсер: "Кинобизнес для меня не творческая отдушина, а одна из форм инвестиций"

Для большинства людей кино – это в чистом виде развлечение. Гаснущий в зале свет, попкорн, луч кинопроектора и некое действо на белом экране: смешное, страшное, захватывающее, грустное, вдохновляющее на подвиги – всё зависит от жанра. И, конечно, от таланта сыгравших в фильме актёров, помноженного на мастерство режиссёра, оператора, сценариста, монтажёра и так далее. Вот уж для этих людей кино – не развлечение, а труд, причем, судя по их рассказам, достаточно непростой.

Можно рассматривать кино с точки зрения художественной ценности, актёрской работы, эстетического удовлетворения зрителей. Но всегда в шкале оценок присутствует один железный пункт – сколько новый фильм собрал денег. И тогда в дело вступают законы бизнеса, рыночные механизмы, заставляющие взглянуть на очередной фильм с точки зрения его рентабельности.

Что такое кинобизнес в его рыночном представлении? Насколько он доходен и от чего в первую очередь зависит финансовый успех? На эти вопросы не ответят ни актёры, ни режиссёры, главный в этой теме – продюсер. Человек, рассматривающий кино с точки зрения инвестиций и финансовой отдачи вложенных средств.

Знакомьтесь с таким человеком: генеральный продюсер Константин Филимонов, компания "Константа Фильм".

– Константин, с чего лично для тебя начинался кинобизнес?

– Очень много видов бизнеса у меня существует: и туристический, и ресторанный, и яхт-клуб, и строительство, и земельные участки, и прочее. Сейчас к ним добавилась ещё одна форма инвестиций. Заметь, я не говорю сейчас о кинобизнесе как о моей творческой отдушине. Подчёркиваю, это одна из форм инвестиций. Я прагматик до мозга костей. Мне 46 лет, я таким стал.

Я всегда хотел прийти в кино, потому что этот вид искусства серьёзно любил с детства. В девять лет посмотрел "Гамлета" режиссёра Козинцева со Смоктуновским в главной роли. Помню, вышел совершенно обалдевший из нашего провинциального кинотеатра, шёл по улице и вообще ничего не понимал. Тогда и родилась идея стать киноактёром. Слава Богу, актёром я не стал. (Улыбается.) Хотя, когда служил в армии, я посылал резюме со своими стихами и прозой в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Мне пришло очень хорошее, доброе письмо: "Мы вас ждём, приезжайте". Но волею судеб я не поехал. И нисколько не жалею сейчас об этом.

В кино я пришёл четыре года назад. Тогда я начал писать киноповести "Поцелуи падших ангелов" и "Калина красная. 35 лет спустя", посвящённую Василию Макаровичу Шукшину. На тот момент у меня не было желания зарабатывать на этом. Это был абсолютно творческий порыв. Первый, кому я показал свои работы, был Володя Турчинский. Я ему их отдал и улетел по делам в Черногорию. И вдруг неожиданно для меня он звонит: "Костя, если честно, я думал ты бандит. А ты очень талантливый человек. Я готов тебе помогать". Я просто обалдел! Конечно, я понимал, что написано небездарно, но когда услышал оценку уважаемого мною человека… Для меня это стало дополнительным пинком под зад. Я сказал себе: "Чего ты сидишь? Иди и делай". К тому времени у меня были задумки ещё трёх сценариев. Я вернулся в Россию и объявил своей команде: "Едем в Москву и открываем кинокомпанию".

Я глобалист по натуре, и я не могу мыслить в рамках одного проекта, каким бы коммерчески выгодным он ни был. Я всегда думаю масштабно. И если открываю кинокомпанию, то буду заниматься ей до конца дней. Здесь задействовано очень многое: и личные амбиции, и финансовая составляющая, и многое другое.

– С чего начинается фильм?

– Любой фильм начинается с денег и ими же заканчивается. Когда люди в кинобизнесе говорят о том, что деньги для них не главное, они врут. Как раз этот вид бизнеса – один из самых затратных. Гораздо легче сделать деньги на металлочерепице, на бетоне, на том же ресторане. А кино – это трудные, но очень интересные деньги. Хотя, если мы сейчас будем раскрывать весь механизм прихода денег в кино, то получится малопривлекательная для читателя картина. Это всё равно что человек приходит в ресторан, а метрдотель берёт его за руку, ведёт на кухню и начинает показывать, как это всё готовится, как повара ругаются с официантами и так далее. Посетитель потом выйдет в зал, и ему есть не захочется. То же самое и в кино. Зритель получает готовое блюдо, а как оно готовилось, ему лучше не знать.

На днях мне позвонил Серёжа Гинзбург и предложил познакомиться с Эльдаром Александровичем Рязановым. Это моя мечта! Инициатива исходит от Рязанова. Для меня это огромнейшая честь. И я прекрасно понимаю, что он меня зовёт не водочку пить, а о деле говорить, кино новое снимать. Серьёзных инвесторов в кинопроизводстве, по большому счёту, раз два и обчёлся.

– То есть сначала автор сценария ищет инвестора?

– Вот ты сценарист. Ты присылаешь мне сценарий. Художественный редактор его просматривает. Он присылает мне заявку о том, что сценарий можно принимать к рассмотрению. Допустим, он меня зацепил. Тогда я вызываю этого сценариста, обязательно говорю ему, что сценарий плохой, но из него можно сделать классную вещь! (Улыбается). Это игра, и мы понимаем оба, что я должен с этого начать. Почему? Потому что мне под этот сценарий нужно найти режиссёра. Это ещё более сложная задача, чем найти хороший сценарий. Я зову режиссёра. Он наемный работник. Вообще, кино сегодня – продюсерское искусство. Продюсерское! Мы начинаем выстраивать будущий фильм в виде картинки. Мы понимаем, как на неё будет реагировать зритель. Хорошо, если от первоначально задуманного сценария в итоге остаётся процентов 30. Это обычная практика. Иногда режиссёр является одновременно и сценаристом. Но это эксклюзивные моменты. Последний пример – мой фильм "Кромовъ". Наш режиссёр Андрей Разенков, художественный редактор Михаил Петухов и я как генеральный продюсер втроём сидели и писали к нему сценарий. Спорили, ругались, матерились, всё бросали, на следующий день снова садились и снова писали.

– А сколько стоит хороший сценарий?

– От 30 тысяч евро. Для начинающего сценариста я могу назвать сумму на порядок ниже. Самый дорогой сценарий может стоить и 500 тысяч, и миллион.

– Миллион евро?

– Да. А что ты удивляешься? Нечему удивляться. Есть очень известные люди, по книгам которых написали много сценариев и фильмов создали. К примеру, купить сценарий Бориса Акунина меньше, чем за 500 тысяч евро, даже не думай. Но это бренд! И его сценарий, действительно, стоит этих денег. А молодому сценаристу придётся объяснять, что я сейчас ему заплачу пять-семь тысяч, но после выхода фильма его имя станет известным и его сценарии будут стоить не меньше 50 тысяч, а то и сто. Вообще, это очень дорого. Дорогое это удовольствие – покупать чужие сценарии. За одну только идею суперизвестному человеку я заплатил 40 тысяч евро!

– Сколько же тогда стоит режиссёр?

– Тоже по-разному. Он может стоить тысяч тридцать, сто, двести… Всё зависит от того, какого режиссёра ты приглашаешь. Если это режиссёр с именем, то меньше чем о ста тысячах просто неудобно говорить.

– А бывает такое, что идут съёмки, но вдруг кончаются деньги у генерального продюсера?

– Бывает, но не у меня. Есть мнение, что снимать кино за собственные деньги – это моветон. Почему? Есть очень много потоков, которые могут обеспечить кинопроизводство. Это могут быть телеканалы, частные лица, банки и так далее. Существует ещё и поддержка Госкино. Вот генеральный продюсер, который нашёл деньги, подсчитывает: "Картина будет стоить два с половиной миллиона долларов. Тысяч 800 я кладу себе в карман. На остальные Я ИМ СНИМУ (каждая буква заглавная)". Остаётся около двух миллионов. Набирает группу. Она тоже эти деньги потихонечку ворует. В конце концов, картину снимают за миллион – миллион триста. Когда приходит генеральный инвестор, который надеялся на этом заработать, он задаёт вопрос: "Где деньги?" Продюсер начинает выкручиваться. А я в своих фильмах выступаю и как инвестор, и как продюсер. Мне воровать у самого себя глупо и смешно. Я делаю всё, чтобы не воровали у меня. Моя команда – это люди, которым я плачу хорошие деньги за профессионализм и самоотдачу.

– Кино – это рентабельный бизнес?

– Суперрентабельный. На кино очень много можно заработать. Хотя, один мой друг говорит, что не существует нерентабельных бизнесов, существуют нерентабельные головы. (Улыбается.) Когда ты пришёл в эту сферу не ради одного проекта, а чтобы работать долго и уверенно, кино для тебя является по большей части бизнесом, а не творчеством. И ты понимаешь, что, единожды проколовшись, ты можешь перекрыть все свои дальнейшие проекты. Пример очень простой – "Самый лучший фильм". Это очень смешной и стёбный фильм, но я бы добавил туда больше философии. Ведь изначально философская составляющая в нём была очень неплохой: человек начинает задумываться над тем, как он жил, ради чего, когда попадает к Богу. Но всё это свелось на "шутки юмора". Вот пример того, как люди облажались на хорошей идее. Они заработали в первый уик-энд очень много. Но есть ещё показатель второго уик-энда. Так вот тогда у них упали прибыли на 75 процентов. Кинотеатры снимали их картину, потому что не могли продать и 30 процентов билетов!

– Как быстро можно вернуть вложенные в кино деньги?

– Фильмы, которые очень быстро заработали деньги, можно пересчитать по пальцам одной руки. К примеру, "Ирония судьбы-2", "Бумер", "Сибирский цирюльник", "Остров" Павла Лунгина. Остальные картины всё равно рентабельные уже хотя бы потому, что существуют уик-энды. И генеральному продюсеру по большому счёту всё равно, сколько он на них поднимет, важно, как он дальше будет продвигать этот фильм. Существуют фестивали, которые тоже приносят деньги. Эти деньги текут, текут где-то ручейком, где-то речкой и впадают в твой океан денег. И ко мне деньги от первого фильма как автору, как генеральному продюсеру могут прийти и через пять лет, и через 15 лет. Это бесконечный поток.

На сборах надо заработать именно так, чтобы в тебе не разочаровались. Мне было очень приятно услышать мнение серьёзных людей кино о том, что мой фильм сделан профессионально, с таким дебютом не стыдно войти в кинорынок. И люди стали ко мне совсем по-другому относиться. Как ты думаешь, верил ли кто-нибудь из них в мой успех? Да никто!

– Как тебе удалось собрать такую хорошую команду на "Поцелуях"?

– Во-первых (прости меня, я меркантильный человек), деньги. Во-вторых, идеи. В-третьих, я никому не позволю на своей картине работать только из-за гонораров.

– Сколько стоят хорошие актёры?

– По-разному. Что значит "хорошие актёры"?

– Актёры, которые входят в топ. Безруков, Хабенский…

– Если актёру понравится сценарий, он согласится играть и за достаточно скромные гонорары. Безруков фантастический актёр! Как и Костя Хабенский, Владимир Машков, Евгений Миронов. Для них нет минимума. Если сценарий обалденный, если режиссёр им нравится, они могут согласиться работать вообще за смешные деньги! Они через этот фильм ещё раз покажут своё мастерство. Мне одна актриса рассказывала, как она работала на площадке с Владимиром Машковым. Дебют был у режиссёра, но Машков стоял, как пацан, и его слушал. А если у актрисы или актёра что-то не получалось, он подходил и рассказывал, как это надо сделать. Без всякого апломба.

– Сколько Сидихин получил за "Поцелуи"?

– Это некорректный вопрос. Но могу сказать, что он получил меньше, чем заслуживал. И это не потому что я такой жмот или он альтруист, а потому что ему понравился материал, команда, которую мы подобрали, у него было полное взаимопонимание с режиссёром, актёрами, со мной.

То же самое получилось с Володей Вдовиченковым. Ему очень понравился сценарий фильма "Кромовъ", мне очень понравился Володя. Я ему сказал такую вещь, которую актёрам вообще-то говорить нельзя: "Если ты согласишься играть, я с тобой даже бодаться не буду". Его агент назначил достаточно высокую цену. Мы сошлись на приемлемой цене, но с условием, что он будет заниматься только нашим проектом и параллельно театром. По-другому было нельзя. Там из 56 съемочных дней 50 – его. Плюс перелёты Москва–Париж. Весь контрольно-постановочный план строился под него. И те же Амалия Мордвинова, Ксения Кутепова, Юрий Соломин, Валерий Баринов, Екатерина Васильева должны были укладываться в график Вдовиченкова, потому что он главный герой.

– Насколько жёстко ты контролируешь ход съёмок, ведь это твои деньги?

– Я контролирую полностью. Но кино – это такой процесс, где помочь режиссёру невозможно, а сломать всё можно в одну секунду. Поэтому, если ты как генеральный продюсер доверил режиссёру этот процесс, то не мешай, отойди в сторонку. Мы, конечно, общаемся, созваниваемся, обсуждаем сложности. Может случиться такой момент, когда актёр отказывается понимать режиссёра. Тогда генеральный продюсер в процесс включается, решает вопросы. Есть очень жёсткие и даже жестокие режиссёры и продюсеры, но которые умеют так организовать процесс, что их все уважают. К таким людям относится Фёдор Сергеевич Бондарчук. Да, он жёсткий, но его безумно уважают в кинобизнесе.

– Насколько промоушен важен в кинобизнесе?

– Если хочешь продать дерьмо как можно дороже, вложи в рекламу столько, сколько ты вложил в сам фильм. Пример – реклама "Самого лучшего фильма". Если ты знаешь, что успех твоего фильма гарантирован, то с шумной рекламой лучше быть осторожным. Реклама бывает разной, она может быть скандальной, нахальной. Мне предлагали наши пиарщики: "Давайте мы сделаем с Любой Толкалиной какую-нибудь шумную историю. Как будто вы в неё влюбились, увели её у Егора Кончаловского". Но как я буду им в глаза после этого смотреть? А пиарщики, оказывается, с ними уже договорились. Мы даже сходили с Любой на какую-то гламурную вечеринку, выпили по бокалу шампанского, сфотографировались… Но я не стал дальше раскручивать эту историю. Будь лет на десять помоложе, может, и ввязался бы в эту авантюру. А сейчас – нет.

Понимаешь, всё зависит от того, что ты хочешь от фильма. Если ты хочешь просто бабосов, то надо устраивать вокруг него громкие скандалы. Если ты хочешь, чтобы тебя признали, тогда скандалам нет места.

У меня есть идея, чтобы к раскрутке фильма "Кромовъ", для которого музыку пишет ни много ни мало Евгений Дога, подключилась, допустим, группа "Ума Турман" с красивым романсом. Этот романс будет вставлен в титры фильма. С клипом на эту музыку я выйду на "Муз-ТВ", на MTV. Это определённый пиар-ход. И я понимаю, что с Догой я туда не зайду, какая бы замечательная музыка у него не была. Ну не попаду я туда, в формат не попаду! Поэтому романс напишет кто-нибудь другой, тот, кто в формате. И я попаду на эти каналы для того, чтобы их зрительская аудитория пришла и посмотрела наш фильм. И поняла, что наше кино – это и есть романс. Но если мне нужен скандал, я, естественно, приглашу группу "Ленинград" и со всеми матами в своё кино вставлю.

– Кино снято. Дальше начинается прокат?

– Дальше начинаются продажи. Ты ищешь прокатную компанию. Причём прокатчики входят в процесс по-разному. Они смотрят, кто создаёт фильм, с какими актёрами. Решают, будут ли они заходить в прокат своими деньгами, но сейчас это скорее исключение из правил. Как правило, они просят, чтобы им предоставляли материал ещё до первого съёмочного дня, на уровне сценария и продактплейсмента. Заинтересуются – дадут денег на самом первом этапе. Допустим, НТВ предлагало нам деньги (значительно меньше, чем сейчас) за "Поцелуи" уже на уровне сценария, зная, что там будет сниматься Сидихин, абсолютно их по формату актёр. Когда начался съёмочный процесс, мы прекратили переговоры. Их деньги нам тогда были не нужны. Потом мы показали им абсолютно готовый продукт, и компания предложила в два раза больше за то, чтобы выкупить у нас права на первый и третий показ. Потому что второй и четвёртый показы, как правило, отдаются какому-нибудь периферийному каналу. Через полгода-год они будут выкупать у нас эти права пожизненно.

– Какова судьба кинопроката снятого твоей компанией фильма "Поцелуи падших ангелов"?

– Не знаю, какой она будет. Здесь очень важно понять политическую и экономическую составляющую. До выборов президента наш фильм выпускать было нельзя. Потому что он про жизнь, а на тот момент люди интересовались совсем другими вопросами. Это первое. После выборов надо было выждать паузу. Ещё одно условие: ни в коем случае нельзя выходить в кинопрокат одновременно с каким-нибудь американским блокбастером. Допустим, если я выпущу "Поцелуи" с фильмом "Пираты Карибского моря", я попал. Тут уже решают кинопрокатчики: "Вот тогда-то у нас выйдут "300 спартанцев". Фильм – дрянь, но пойдут смотреть его, не твой шедевр". Грубо, но это факт.

А можно действовать с точностью до наоборот. Встать в сетку с каким-то раскрученным фильмом. На него билетов не найти в первый уик-энд. А человек уже пришёл в кинотеатр. И он пойдёт смотреть мой фильм. Это очень тонкие психологические вещи.

Вообще, прокатную судьбу фильма трудно предсказать. Есть суперфильмы! Допустим, "Праздник" Сукачева. Если кто-то не смотрел, ребята, посмотрите, это фантастический фильм! Я там от всего просто обалдел, от Гарика Сукачева, от Александра Балуева, от детей, которые там играли. Но он провалился в прокате. Его ни один прокатчик брать не хотел. Говорили, несовременный, неактуальный.

Так вот, если мы поймём, что ситуация складывается не в нашу пользу, я "Поцелуи" и через год выпущу, ничего страшного в этом нет. С НТВ я не заключу контракт до тех пор, пока не договорюсь с прокатчиками. Потому что бесполезно его по стране прокатывать после того, как фильм вышел по телевидению.

– То есть может такое случиться, что "Поцелуи" выйдут позже "Кромова" и "Стервы"?

– Влёгкую. Это кино. Оно непредсказуемо. Я же не хочу на этом потерять. Я вложил свои деньги и жду момента, когда фильм выйдет и попадёт в яблочко.

– Как тебя, человека из провинции, приняла московская кинотусовка?

– Московская кинотусовка вся из провинции, за редким исключением. Там другое. Новых людей там вообще никто не любит. Это совершенно нормально. Сегодня у тебя слава, ты у меня деньги отобрал. Что я тебя любить буду, что ли, за это? Поэтому на похвалы там не горазды. Режиссёр "Стервы" Сережа Гинзбург, который создал фантастический сериал "И всё-таки я люблю", удостоился похвалы своего друга Тиграна Кеосаяна. И он был в шоке! Это дорогого стоит, когда тебе позвонили люди, у которых ты отнял деньги и славу.

– Надеюсь, тебе позвонят такие люди после выхода твоих фильмов.

– Мне, конечно, будет очень приятно. Но свои фильмы я снимаю для одного человека, имя которому – зритель. Если меня смешают с грязью профессионалы, но на мои фильмы будет идти зритель, мне плевать, что там про меня в этот момент говорят в кинотусовке. Иногда в кино бывает успех абсолютно незаслуженным. А бывает, что фильм, который войдет в анналы истории, пройдёт совершенно незамеченным. К примеру, "Забриски Пойнт" Антониони. Я обожаю этот фильм, это прорыв в области кино! Ты не поверишь, он не вернул в прокате даже те деньги, которые в него были вложены. Хотя сегодня во всех институтах кинематоргафии и у нас, и в Голливуде считается, что если ты не смотрел этот фильм, ты не смотрел ничего.

– Расскажи, пожалуйста, о своём последнем фильме "Кромовъ".

– Мы взяли исторический прообраз графа Алексея Алексеевича Игнатьева. Вся коллизия закручена вокруг тех денег, которые он вернул советской России. Но когда мы уже поняли, что в фильме будет сниматься Володя Вдовиченков, в общем, совершенно не похожий на графа Игнатьева, то сценарий писали непосредственно под него. Меня приятно удивило то, что Володя оказался более глубоким актёром, чем даже я думал, хотя я его очень люблю и уважаю. В какие-то моменты он подсказывал, как писать сценарий. Историческое кино сегодня не снимает практически никто. Или снимают для себя, а мы снимаем для зрителя.

Авторы сценария: Михаил Петухов, Андрей Разенков и Константин Филимонов. Я ещё являюсь и автором оригинальной идеи.

Амалия Мордвинова играет жену главного героя. Её предложил наш режиссёр. Если честно, это не тот образ, который я изначально видел. Но когда на пробах они с Вдовиченковым стали разыгрывать сцену ревности, я понял, что попадание 150 процентов. Это такое рыжее солнышко! Там столько энергии!!!

Чем выше одна актриса, тем выше должна быть другая. Чтобы было соперничество, чтобы было, с кем играть. Одно непопадание – обе актрисы пропали. То же самое я говорил Ксении Кутеповой, она играет любимую женщину Кромова. Это абсолютно театральная актриса. У неё совершенно другая подача, она пытается докричаться по последнего ряда. И я испугался. Я понимал, что она прекрасная актриса, одна из тех, кого не раскрыли ещё в кинематографе. Но у меня были сомнения на её счёт, и я предложил режиссёру искать кого-то другого. Но тут прибежала вся творческая группа и стала уговаривать меня её оставить. Я поверил режиссёру, и Кутепова была утверждена.

Хоть это и исторический фильм, но любовь там присутствует. Мы не стали делать детектив, хотя изначально обозначили жанр фильма как детективную историческую драму. Потому что на детектив пойдут больше, чем на исторический фильм. И там, действительно, есть детективный сюжет.

– Зачем ты Турчинского "геем" сделал?

– Это не я. Это режиссёр Сережка Гинзбург. На самом деле, в фильме он не гей, он руководитель гей-движения. Его роль гораздо тоньше. Он здоровый, крепкий чувак, все думают, что он гей, а он на геях просто деньги делает. А любит он девчонок.

– Зачем ты вообще взялся снимать фильм про спорт?

– Я про профессиональный бокс фильм давным-давно хотел снять. Года два вынашивал эту идею. Оригинальную идею я набросал сначала одним сценаристам, но они написали то, что не понравилось Серёже Гинзбургу, он предложил другого сценариста. И тот очень хорошо справился. Но кино получилось совсем не то, какое я хотел снимать изначально. Мне понравилась идея Гинзбурга о том, чтобы снимать кино не про спорт, а про человеческие отношения вокруг и внутри спорта. Так, в общем, и получилось.

– Расскажи о своих планах на ближайший год.

– В первую очередь, это съёмки двух фильмов: "Кромовъ" и "Стерва". Идут переговоры с Олегом Ивановичем Янковским о съёмках их с Михаилом Леонидовичем Аграновичем совместного фильма. Начнём переговоры с Эльдаром Александровичем Рязановым. Он хочет предложить мне сценарий, чтобы я принял участие в этом проекте. Так что планов громадьё! С другой стороны, я понимаю, что это я десятижильный. Я могу везде поспевать, и всё мне мало будет. А команда-то у меня из нормального абсолютно теста, хоть и киношного. Я боюсь их загнать, чтобы для них кинопроцесс не превратился в рутину. Я хочу, чтобы они творчески подходили к каждому нашему проекту.

Павел Лазарев, специально для Chel.ru

Chel.ru, 11.04.2008 г.

В начало страницы


Альберт Филозов не сидит на месте

Сейчас популярный актёр снимается в исторической драме "КРОМОВЪ".

Актёр столичного театра "Школа современной пьесы" Альберт Филозов полюбился зрителям по таким фильмам, как: "Вид на жительство", "Тихоня", "Смешные люди", "И это всё о нём", "Жизнь Бетховена", "Тегеран-43", "Вам и не снилось", "Николо Паганини", "Мэри Поппинс, до свидания!", "Рыжий, честный, влюблённый", "Пятый ангел" и многим другим.

В свои 70 лет он не сидит на месте. В театре "Школа современной пьесы" Альберта Филозова можно увидеть в спектаклях: "Пришёл мужчина к женщине" (Виктор Петрович), "Город" (Отец), "Записки русского путешественника" (Алик), "Антон Чехов. Чайка" (Дорн), "Борис Акунин. Чайка" (Дорн), "Чайка. Настоящая оперетка" (Дорн), "Своими словами" (Отец), "Русское варенье" (Лепехин). Кроме того, он продолжает активно сниматься в кассовом кино. Недавно мы увидели Альберта Филозова в комедийном пародийном боевике "Форсаж да Винчи" и в сериале "Апостол".

Сейчас актёр заканчивает сниматься в новом фильме Глеба Панфилова "Без вины виноватые" в роли Дудукина и приступил к съёмкам в фильме Андрея Разенкова "Кромовъ" о смутных временах 1916 года, где играет роль бухгалтера.

– Во-первых, это хорошая литература, и это видно. Во-вторых, там есть, что играть. Все роли достаточно человечные и интересные. В-третьих, там есть интрига, там есть какой-то актив. Далее, это, слава Богу, не сериал, когда снимается в день по серии. Работается нормально, как раньше работали на Мосфильме. Подробно снимаются все сюжеты, все повороты человеческого характера. В этом смысле режиссёр, конечно, работает так, как раньше работали. Я надеюсь, что это будет настоящее кино…

Фильм повествует о событиях 1916 года, происходящих с белым офицером Кромовым в Париже. Полковник Алексей Кромов назначен военным атташе Российской Империи во Франции. Его основной задачей становится организация поставок для русской армии. С этого момента он – единоличный хранитель и распорядитель баснословной суммы, двухсот пятидесяти миллионов рублей золотом. Однако захлестнувший Россию революционный вихрь в одночасье меняет судьбу полковника: после отречения Государя и падения Временного правительства Кромов остаётся не у дел, а вверенные ему миллионы становятся объектом большой охоты. Полковник решает, что он должен сохранить деньги и вернуть их России, как только кончится смутное время. Но это решение обойдётся ему дорого. Друзья предадут, близкие отрекутся, а жизнь той единственной, что осталась рядом, окажется под угрозой – прежде, чем судьба решит, кому достанутся русские миллионы…

Также в картине снимаются: Владимир Вдовиченков, Ксения Кутепова, Амалия Мордвинова, Михаил Горевой, Юрий Степанов, Игорь Гордин, Сергей Юшкевич, Екатерина Васильева, Юозас Будрайтис, Юрий Соломин и другие.

Влада Леппке
ИИЦ "Парнас", 27.04.2008 г.

В начало страницы


Золото для героя

На "Мосфильме" начали съёмки художественного фильма "Кромовъ". Эта драма времен гражданской революции о русском атташе, которому доверили крупную сумму золотых рублей. За границей они должны были быть израсходованы на военные нужды русской армии. Главный герой оказывается за границей с 225 миллионами золотых рублей, но политика быстро меняется, и деньги оказываются бесхозными. У Кромова есть возможность присвоить их себе и безбедно жить оставшуюся жизнь. Но он человек высоких моральных принципов. На большие деньги героя и начинается охота…

Кромова играет Владимир Вдовиченков, его возлюбленную – Ксения Кутепова.

Девятый павильон "Мосфильма". Здесь выстроен уголок Парижа начала ХХ века. Интерьер комнаты в старинном стиле, в комнате рояль – героиня Ксении Кутеповой пианистка, старинные фотографии.

– Это верно, что сценарий написан по книге Василия Ливанова? – вопрос задаю сценаристу Михаилу Петухову.

– Сценарий написан не совсем по книге известного актёра Василия Ливанова. Его книга называлась "Богатство военного атташе". У Ливанова своя интерпретация этой истории. У нас – своя. У нас фантазии, написанные по воспоминаниям Алексея Алексеевича Игнатьева – прототипа графа Кромова. Он был военным атташе во Франции в годы Первой мировой войны и революции. И после того, как отрёкся царь, пало Временное правительство, на нём остались 225 миллионов рублей золотом, отпущенные на нужды армии. Именно он эти деньги сохранил для России.

– Откуда Василий Ливанов узнал эту историю?

– Насколько мне известно, родители Василия Борисовича дружили с семьёй Алексея Алексеевича Игнатьева. Есть история самого Игнатьева, которая положена в его мемуары под названием "50 лет в строю".

– Кто ваши соавторы?

– Мы писали сценарий втроём: я, режиссёр Андрей Разенков и Константин Филимонов.

Исполнительница одной из главных ролей нового фильма Ксения Кутепова рассказывает:

– Моя героиня Наталья Тарханова гастролирует во Франции с концертами и встречает Кромова, к которому испытывает невероятные симпатии. С моим партнёром Владимиром Вдовиченковым работалось замечательно.

– Снимались ли вы на "Беларусьфильме"?

– Да, там был мой актёрский дебют в фильме "Рыжий, честный, влюблённый" режиссера Нечаева. Фильм Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", где я сыграла главную роль, показан в Беларуси.

Вопрос Владимиру Вдовиченкову:

– Перед съёмками вы изучали исторические книги по теме?

– Я читал мемуары Игнатьева, который является прототипом моего героя. Для меня было интересно понять этих людей.

– Вы сами смогли бы поступить, как ваш герой?

– Я об этом много думал. Я хотел бы верить, что поступил бы порядочно.

– Снимаясь в новом фильме, вспоминали ли вы фильм "Свой среди чужих"?

– В том фильме ставилась совсем другая задача. На моём герое лежит большая ответственность. Из-за денег он теряет близких, у него разрыв с матерью, женой, но он как цербер выполняет данное слово тому, кого уже нет. Как жить с таким ощущением?

– Знаете, чем закончилась жизнь вашего героя?

– Жизнь Кромова мне неизвестна после 25-го года. Игнатьев в 37 году вернулся в Советский Союз, он был послом в скандинавских странах, преподавал в Генштабе. Но в фильме мы делаем акцент не на их деталях, а на долге и любви к России.

Режиссёр Андрей Разенков на мой вопрос, как проходил кастинг актёров, рассказывает:

– У нас две женские роли, мы выбирали актрис на роль жены и на роль любимой женщины так, чтобы актёр Володя Вдовиченков хорошо смотрелся с каждой из них. Но в обоих случаях – со своим знаменателем. Я с Ксенией хотел работать давно и был уверен, что всё получится хорошо.

– Название фильма "Кромовъ" в окончательном варианте останется?

– Для нас это как флаг, название можно перевести как твёрдость духа. Фамилия пишется с твёрдым знаком, это роспись. Может быть, название не совсем удачное, но для нас оно дорого.

В новом фильме сыграл роль народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Корреспондент "СОЮЗа" попросил Юрия Мефодьевича поделиться своим мнением об участии в съёмках, своим отношением к картине.

– У меня роль хоть и небольшая, но довольно интересная, – сказал он. – Тема русского человека на распутье – это и моя тема. Генерал Томилин, которого я играю, возвращается из Франции на Родину в очень сложный исторический период. И когда ему говорят: "Может, останетесь здесь, что туда ехать – там же революция!" – он твёрдо отвечает: "Нет, я поеду домой". Мне эта тема близка. Тема русского человека, который не может без российской земли, какое бы время ни было: революция, до революции, после революции, сегодня, вчера, завтра.

Татьяна Хорошилова, Москва
"Союз. Беларусь-Россия", №357, 30.04.2008 г.

В начало страницы


"Хороший сценарий, хороший режиссёр, хорошая история…"

Съёмки фильма "Кромовъ" продолжаются в Москве. Создатели обещают историю о чести и достоинстве

Главную роль исполняет Владимир Вдовиченков. Его герой – полковник Алексей Кромов – находится в Париже и должен решить, что делать с государственными деньгами. От него отвернутся знакомые, предадут друзья, а жизнь любимой женщины окажется под угрозой. Однако Кромов не поступит против совести.

В интервью радио "Культура" режиссёр картины Андрей Разенков сказал, что по большому счёту, люди остались прежними, изменилась только жизнь:

"В принципе, человеческие пороки, качества и так далее – они не изменились и никуда не ушли. Какие люди были, такие они и остались. Поменялись костюмы, манера речи, появились машины, самолёты. Всё осталось то же самое. Отношения те же. Только мы делаем кино про отношения наших с вами соотечественников сто лет назад и не в России, а за её пределами".

Кроме Владимира Вдовиченкова в фильме "Кромовъ" заняты Ксения Кутепова, Юозас Будрайтис, Екатерина Васильева, Юрий Степанов, Михаил Горевой и другие известные артисты. По словам Андрея Разенкова, он следит за тем, чтобы на площадке царила творческая атмосфера:

"Я человек по натуре очень дотошный, в хорошем смысле этого слова. Требовательный, но мягко требующий. То есть я добиваюсь того, чего хочу, но не так, как это привычно говорят: мол, режиссёры кричат, ругаются, топают ногами… Нет, этим ничего не добьёшься, только испортишь со всеми отношения. А вот состояние отношений на площадке, дружественная, творческая атмосфера – я борец именно за атмосферу, за то, что в этой атмосфере, в этом супе, в котором много людей намешано, – посолить, чуть-чуть поперчить его – и можно заварить суп всем на объедение".

В интервью радио "Культура" исполнитель главной роли Владимир Вдовиченков сказал, что не случайно режиссёры стали всё чаще обращаться к прошлым столетиям:

"Существует некий кризис сценариев. Действительно, очень мало сценариев, которые нам было бы интересно снимать, а современному зрителю – смотреть. Потому что любая современная история, как правило, отождествляется с каждым человеком сегодняшним, сиюминутным. И высокие, глубокие идеи, как ни странно, к сожалению, сейчас кажутся слегка высокопарными, и это вызывает некое отторжение. Когда берётся какая-то историческая эпоха, ты априори, как зритель – ну это было тогда! – и если подспудно в тебя проникает то, что было тогда, и отзывается в твоём сердце и в твоей душе, то это то, что именно и нужно в результате людям, которые снимают картины. Когда мы снимаем про себе подобных – мы же такие сейчас все в споре и в дискуссии. А с той эпохой вроде бы спорить уже бессмысленно, потому что это было и прошло. И много воды с тех пор утекло. Поэтому, мне кажется, и обращение идёт к историческим картинам".

На время съёмок в фильме "Кромовъ" Владимир Вдовиченков отказался от всех других кинопроектов. По словам актёра, это того стоило:

"Хороший сценарий, хороший режиссёр, хорошая история. Мне кажется, не так много сейчас в этой жизни предлагают хороших историй, в которых есть смысл сниматься. Ну если, конечно, не тупо зарабатывать деньги, а действительно пытаться сделать какое-то кино и какую-то интересную роль".

Исполнитель одной из ролей – актёр Юрий Степанов – считает, что таких фильмов как "Кромовъ" надо снимать больше:

"Здесь присутствует нравственность, здесь есть история. Допустим, кто-то ничего не поймёт. Но один из миллиона человек скажет: я хочу быть как Кромов. Это будет победа этого фильма. Значит, таких фильмов нужно снять миллион. Тогда, возможно, эта прогрессия где-то прорвётся. Нужно всё-таки цеплять и хватать. А мы сейчас кричим: ай, какая плохая пошла молодёжь! Глупость, это мы плохие! Они все хорошие, а мы плохие. Это мы ленивые, это мы чванство развели. А они все нормальные, способные ко всему. А альтернативы никакой им не дали. Вот это – альтернатива. Ну, когда Шекспир написал "Ромео и Джульетту"? Юношеский максимализм где? Здесь, сейчас! Гордыня где? Здесь и сейчас! Люди теряют род из-за своей гордыни – здесь и сейчас! Люди гибнут из-за денег – здесь и сейчас. И это будет до тех пор, пока этот флаг не сорвут. Я думаю, что снимет этот денежный флаг и все контрасты первобытный строй".

Юрий Степанов также сказал, что на экране будет не очень много выдумки. В основу сценария легла реальная ситуация:

"Эта история была. Кромов – это прототип. Там все люди были. То есть была взята реальная история, и что с ней случилось. Ни в коем случае никто не пытался создать её каким-то аллегорическим методом".

Можно ли импровизировать, когда снимаешь кино на исторические темы? Создатели фильма "Кромовъ" считают, что можно. В интервью радио "Культура" один из авторов сценария к ленте Михаил Петухов сказал, что вымысел должен органично сочетаться с реальными фактами:

"Доля вымысла, несомненно, есть. Но это, что называется, псевдоисторическая история. Конечно, мы допускаем какой-то вымысел в рамках возможностей, которые нам предоставляет та эпоха. Мы достаточно серьёзно подошли и к написанию сценария, чтобы фразы соответствовали тому, как люди разговаривали в ту эпоху, и у нас было огромное количество консультантов и по вооружению, и по костюму, и по истории. То есть мы стараемся воссоздать всё-таки эпоху, насыщая её какими-то своими фантазиями".

Кроме того, Михаил Петухов заметил, что фильм "Кромовъ" не будет рассчитан абсолютно на всех зрителей без исключения. Скорее всего, у картины будет своя определённая аудитория:

"Мамам и папам это тоже будет, конечно, интересно, но мы надеемся, что основная часть аудитории – это люди от 20 до 30 лет".

Сценарий фильма "Кромовъ" написали Андрей Разенков, Михаил Петухов и Константин Филимонов. Автором музыки станет Евгений Дога. Оператором выбрана Мария Соловьёва, которая снимала ленты: "Глянец", "Учительница первая моя", "Пушкин. Последняя дуэль" и другие известные картины.

Радио "Культура", май 2008 г.

В начало страницы


Режиссёр Андрей Разенков снимает исторический фильм

"Кромовъ" – история о том, как патриотизм побеждает сословные предрассудки

Ксения Кутепова и Владимир Вдовиченков на съёмочной площадке фильма "Кромовъ"Через резное окошко выгородки вижу комнату с роялем и старомодным буфетом… Цветы, картины, старинная коробка с конфетами на столе… Дама приятной наружности в пастельных тонах платье явно грустит – пока в комнату не врывается высокий господин с усиками в отличном, пусть и немодном костюме. Мадам (мадемуазель?) бросается в его объятия, следуют жаркие поцелуи – и через пару минут раздается громкое: "Стоп! Снято!". Парочка разворачивается – узнаю в рыжей даме Ксению Кутепову, а в её видном кавалере – Владимира Вдовиченкова. Тот грозит нам в окно кулаком и страшно ругается. Но почему-то никто не пугается.

Мы – на съёмочной площадке нового фильма Андрея Разенкова под оригинальным названием "Кромовъ".

Именно так, с "ять". 1916 год, Париж.

Чужой среди чужих

– Сюжет мы взяли из книги Алексея Игнатьева "50 лет в строю", – говорит сценарист Михаил Петухов. – Её автор, работавший русским военным атташе во Франции, – прототип нашего главного героя. Именно он после падения Временного правительства остался хранителем колоссальной суммы – 250 миллионов золотом. Деньги, на которые многие претендовали, он так никому не отдал и в итоге вернул в Советскую Россию. Мы отталкивались от этой реальной истории, но позволили себе в каких-то моментах её развить.

– Каких именно?

– В своих мемуарах Игнатьев не останавливался на романтических подробностях своей жизни. Тем более там нет детективных сюжетов, которые, я уверен, в его судьбе присутствовали. Мы всё это, включая роман с пианисткой, так сказать, художественно домыслили.

– А как сложилась его судьба потом?

– Он вернулся в Советский Союз в 37-м году вместе с женой. Преподавал в Военной академии и вполне нормально жил при советской власти. Дожил до глубокой старости и умер в своей постели году так в 57-м.

– Роль Кромова писалась именно под Вдовиченкова?

– Кастинг был достаточно сложный, тяжёлый. Поначалу писали под другого актёра. Но там не сложилось. И в итоге возникла кандидатура Владимира Вдовиченкова.

Мы немного переработали сценарий – под него и под Кутепову.

Рай и с милым в шалаше. Если милый – атташе!

Спустя два часа из "парижской квартиры" появляется Ксения Кутепова. Она торопится на спектакль в МХТ и очень лаконична. Да, героиня ей симпатична. Да, подобных ролей раньше не играла. С Вдовиченковым работается замечательно. А та сцена, которую вы видели, – вовсе не любовная, а… дружеская. Встреча добрых друзей – правда, мужчины и женщины. Тут появляется явно повеселевший после обеда мужчина Вдовиченков, и я пытаю "атташе", откуда такой поворот в его "бандитской" кинобиографии.

– Такая роль – первая, – говорит Владимир. – Но, замечу, что, кроме бандитов, я играл уже военных – и благородных, и не очень. И всяких-разных энкавэдэшников.

Кромов мне интересен. Он – человек принципов, идей и убеждений. Таких людей, как он, осталось очень мало в нашей жизни.

– Непонятно всё-таки, почему аристократ отдает деньги Советской России?

– Допустим, человек живёт во Франции. А на новую Россию напали немцы. За кого он будет – за немцев или за русских? За фашистов или за коммунистов? Вот такие нелёгкие вопросы задаёт себе Кромов очень часто.

Это сейчас у нас много информации – СМИ, телевидение, Интернет. А тогда он находился в ситуации информационного вакуума. Понимать, что происходит, он не мог. А сердце и душа его всё равно остались на родине.

Что же, сжечь всё? Это философия других людей. А он – созидатель внутри. Он верил, что пройдёт время, всё образуется. Он не из той категории людей, которые подтолкнут – даже врага. Он скорее поможет. Мне кажется, этим он и интересен.

– Готовились как? Что читали?

– Я парень вроде неглупый, историей интересовался, мне всегда было любопытно понять этих людей. Есть такая книга, которую написал г-н Игнатьев – это прототип нашего Кромова – "50 лет в строю". Кстати, вы знаете, есть в театре Российской Армии целый стенд, посвящённый Игнатьеву? А помимо этого, я прочёл Ремарка – "Обетованную землю". И ещё достаточно литературы, которая мне помогает осознать себя эмигрантом. Я пытаюсь во время съёмок это каким-то образом в себе взрастить.

– А сами могли бы так благородно поступить?

– Я об этом задумывался. Наверное, передо мною стояла бы масса вопросов – но это с точки зрения сегодняшнего Вдовиченкова, владеющего массой информации. Но я хотел бы верить, что, окажись я на его месте в то время, с тем багажом знаний, ощущений в комплексе, поступил бы порядочно.

– Но ваш герой присягал всё-таки царской России…

– Да. Но могу ответить словами своего героя графа Алексея Орлова из спектакля "Царская охота", который присягал Петру III и потом своими руками его задушил… И служил затем Екатерине. Назвать его предателем, наверное, можно. Так он говорил: "Знаешь, в чём правда? Государственная нужда весит потяжелее, чем долг". Здесь нельзя судить однозначно. Это не чёрное-белое. Здесь такая масса оттенков…

Взять последнего царя Николая. К нему было разное отношение. Ему ведь присягали – а он взял и отрёкся. Бросил власть. Отказался. Отдал её непонятным временным людям. И его кто-то проклинал за это. Его поступок стал одной из причин Гражданской войны. Здесь масса вопросов.

А тот же Будённый? Кавалер четырёх Георгиевских крестов. Воевал в царской армии, был героем. И с таким же самозабвением дрался за Красную Армию. Предатель? Наверное. А может быть, просто солдат? Просто привык выполнять приказы? Не знаю.

– "Свой среди чужих, чужой среди своих…" не лез в голову? Там ведь тоже шла борьба за золото…

– Я, к своему стыду, его не смотрел. Так, помню несколько кадров. Поэтому никаких параллелей провести не могу… У нас всё-таки детектив – подспудная история.

Фильм – не про то, кто кому деньги отдаст, а про то, как человеку с таким грузом ответственности жить. Это не только деньги. Его предадут друзья, от него отречётся жена, его проклянёт мать. При этом он, как цербер, выполняет данное слово тому, кого уже нет. Как жить с ощущением того, что ты должен что-то сделать, что ты сам не знаешь? Это – как пойти туда, не знаю куда. Мука мученическая.

– Вашего героя кто-то и патриотом назовет…

– Да, думаю, что он действительно патриот – в хорошем смысле слова, не в шапкозакидательском. Кромов – человек, который готов пожертвовать самым дорогим для родины.

– Как работается с Кутеповой?

– Потрясающе. Это невероятного таланта актриса, невероятного обаяния и мудрости человек. И иногда я сам себе завидую – это моя первая с ней работа.

– А ваша жена не ревнует?

– Нет. Она актриса (Ольга Филиппова. – Н. Б.), всё понимает. Но даже если чуть-чуть ревнует – значит, всё хорошо.

Значит, удалось убедительно что-то сыграть… Потому что когда я смотрел "Кармен", то сам тоже ревновал к Петренко. И при этом – восхищался обоими. Нет, Ксения – потрясающая, я просто влюбился в эту актрису.

"Давайте говорить друг другу комплименты…"

– Для меня важнее всего – ЧТО делать, – вступает в беседу режиссёр Андрей Разенков. – О чём будет человеческая история. Насколько она глубокая. А в этом случае говорится о судьбе непростой – человек обречён волею судеб нести свой крест.

А к своему "кресту" в кино Разенков пришёл не сразу. Ему 41 год, учился когда-то на врача, затем у Никиты Михалкова в Международной киношколе. Ему, кстати, ассистировал на "Урге", а Кшиштофу Занусси – на "Прикосновении". Затем ушёл к Егору Кончаловскому, с которым вместе сотворил рекламную студию PS TVC, где снял около 60 рекламных клипов. В кино дебютировал "Тестами для настоящих мужчин", затем были "Янтарные крылья". Сейчас параллельно с "Кромовым" занят на "СМЕРШ ХХI" – как исполнительный продюсер.

– Это история о выборе, – продолжает Андрей, – когда человек принимает нелёгкое решение. И этот мучительный момент растянулся на несколько лет – потому что нет достойных.

История взаимоотношений людей – самое интересное, наверное, что может быть. У нас кино психологическое, без взрывов и драк.

Мы предлагаем наблюдать за развитием личности в определённых драматических обстоятельствах.

– А вы сами-то на чьей стороне?

– Наша история всё-таки аполитична. Авторы картины не становятся ни на чью сторону. Ни на сторону большевиков, ни на сторону парижских эмигрантов. Мы показываем ситуацию как бы сверху, хотя мы болеем за нашего героя. Поймите, тут каждый по-своему прав. В России – Гражданская война, брат против брата, голод, дети пухнут, страшное зрелище. Вся на крови замешана наша с вами российская история.

Эта картина – о выборе не одного человека. Каждый персонаж имеет право на выбор.

То есть справедливость условна, субъективна, её нет. Правда у каждого своя.

– Каков бюджет картины?

– Фильм дорогой – 7 млн условных единиц. Дорогие декорации, костюмы – они шьются артистам индивидуально. К тому же впереди у нас съёмки в "эмигрантском Париже" – 26 съёмочных дней. А в Европе всё очень дорого. Даже массовка.

Сложно всё, но такая радость – прикоснуться к этому времени и поработать с такими артистами, как Юрий Соломин – он играет генерала, Юозас Будрайтис (управляющий), Екатерина Васильева (мать Кромова).

А вы знаете, что у нас в группе под воздействием этого материала все стали обходительны и любезны: то и дело звучит "пожалуйста", "позвольте", "разрешите"? Даже в буфете дам стали пропускать вперед. Вот вам и тлетворное влияние аристократии.

Наталья Боброва
"Вечерняя Москва", 05.05.2008 г.

В начало страницы


Завершаются съёмки фильма "Кромовъ"

Производство: кинокомпания "Константа Фильм"
Продюсер: Константин Филимонов
Режиссёр-постановщик: Андрей Разенков
Авторы сценария: Андрей Разенков, Михаил Петухов, Константин Филимонов
Оператор-постановщик: Мария Соловьева
Художник-постановщик: Ольга Кравченя
Композитор: Евгений Дога
В ролях: Владимир Вдовиченков, Ксения Кутепова, Амалия Мордвинова, Михаил Горевой, Андрей Руденский, Юрий Степанов, Игорь Гордин, Альберт Филозов, Сергей Юшкевич, Екатерина Васильева, Юозас Будрайтис, Любомирас Лауцявичус, Вилли Хаапасало, Юрий Соломин, Валерий Баринов, Александра Плэж
Хронометраж: 105 мин.
Дата релиза: зима 2009
Планируемое число копий: 150

Кадр из фильма "Кромовъ" (251874 bytes)Ксения Кутепова (220263 bytes)1916 год. Париж. Полковник Алексей Кромов назначен военным атташе Российской Империи во Франции. Его основной задачей становится организация поставок для русской армии. С этого момента он – единоличный хранитель и распорядитель баснословной суммы, двухсот пятидесяти миллионов рублей золотом. Однако захлестнувший Россию революционный вихрь в одночасье меняет судьбу полковника: после отречения Государя и падения Временного правительства Кромов остаётся не у дел, а вверенные ему миллионы становятся объектом большой охоты. Полковник решает, что он должен сохранить деньги и вернуть их России, как только кончится смутное время. Но это решение обойдётся ему дорого. Друзья предадут, близкие отрекутся, а жизнь той единственной, что осталась рядом, окажется под угрозой – прежде, чем судьба решит, кому достанутся русские миллионы.

"ПрофиСинема.ру", 26.05.2008 г.

В начало страницы


Авторы и исполнители – о фильме "Кромовъ"

Константин Филимонов, продюсер:

Мне всегда хотелось снять кино именно такого масштаба: историческое и, вместе с тем, очень личностное, с глубокой психологией и серьёзной философией. Мне интересно сделать фильм о настоящих русских людях, об их судьбах и характерах. Для меня главное, чтобы мы, как авторы фильма, сумели донести до зрителя всё то, о чём мы думаем, всё то, что нам близко. Надеюсь, что нам удастся это сделать и фильм получится глубоким, затрагивающим самое сокровенное, что есть в душе каждого русского человека.

Андрей Разенков, режиссёр:

Это история о долге, о человеческой совести, о компромиссе, о границах этого компромисса, которые каждый устанавливает для себя сам. О сложных обстоятельствах, в которых человек либо идёт на сделку во имя собственного благополучия и спокойствия, либо остаётся верен неким внутренним идеалам. Это история о любви и великой драме. История о крушении людских надежд и жизненных устремлений на фоне перелома эпохи. История о нравственном выборе в самом широком смысле этого слова. Мне было безумно интересно распутывать этот лихо закрученный клубок чувств, мыслей, поступков, когда герои нашей истории, делая тот или иной шаг, подспудно выбирали свою собственную судьбу – жизнь или смерть, доблесть или бесчестие.

Михаил Петухов, соавтор сценария:

В наши дни понятия долга и чести – как об этом принято стыдливо говорить – нивелировались, а попросту говоря, – истерлись. Потому я с удовольствием работал над историей полковника Кромова – человека воистину достойного, человека слова и дела, человека непоколебимого, живущего сообразно собственным представлениям о том, как следует поступать мужчине и солдату. Впрочем, при всей привлекательности образа главного героя, он мог бы получиться схематичным – эдакий несгибаемый патриот. Пожалуй, плакатности нам удалось избежать благодаря поставленному в фильме вопросу – чем человек вправе жертвовать ради своих моральных принципов? Мы не даём ответа на этот вопрос, мы просто рассказываем о том, как решил его для себя полковник Кромов. Прав он или нет – каждый волен определять сам. Мне хочется верить в то, что вне зависимости от того, как оценит зритель выбор главного героя фильма, он непременно испытает чувство уважения к Кромову, равно как и чувство сострадания к этому сильному человеку, в одиночку противостоящему подлости и коварству и заплатившему за своё доброе имя самую высокую цену.

Владимир Вдовиченков, исполнитель главной роли:

На мой взгляд, во все времена существовали некие незыблемые человеческие ценности. Такие, как преданность слову и личное мужество. В некоторые моменты жизни эти качества требуют от человека истинного бесстрашия, граничащего с самопожертвованием. Несмотря ни на что, человек всегда должен иметь возможность сознательного выбора и обладать определённым мужеством этот выбор сделать.

Мой герой – человек, способный на серьёзный поступок. Кромов – как сторожевой пёс: он понимает, что теряет самое дорогое в жизни, но для него превыше всего долг и честь, святость воинской присяги, нарушить которую он не может, несмотря ни на что.

Ксения Кутепова, исполнительница главной роли:

Меня поразила эта история. Трудно представить, чтобы в наше время существовал такой человек, как полковник Кромов.

Моя героиня – не просто образ, характер. Это женщина, для которой самое главное в жизни – любовь.

Юрий Соломин, исполнитель роли Томилина:

Это очень хороший, добротный материал. У меня роль хоть и небольшая, но довольно интересная. Тема русского человека на распутье – это моя тема. Генерал Томилин, которого я играю, возвращается из Франции на Родину в очень сложный исторический период. И когда ему говорят: "Может, останетесь здесь, что туда ехать – там же революция!" Он твёрдо отвечает: "Нет, я поеду домой". Мне эта тема близка. Тема русского человека, который не может без российской земли, какое бы время ни было: революция, до революции, после революции, сегодня, вчера, завтра.

Альберт Филозов, исполнитель роли Бухгалтера:

Во-первых, это хорошая литература, и это видно. Во-вторых, там есть, что играть. Все роли достаточно человечные и интересные. В-третьих, там есть интрига, там есть какой-то актив. Далее, это, слава Богу, не сериал, когда снимается в день по серии. Работается нормально, как раньше работали на Мосфильме. Подробно снимаются все сюжеты, все повороты человеческого характера. В этом смысле режиссёр, конечно, работает так, как раньше работали. Я надеюсь, что это будет настоящее кино.

"ПрофиСинема.ру", 26.05.2008 г.

В начало страницы


Кому отдать царское золото?

В Москве заканчиваются съемки исторической драмы "Кромовъ", посвящённой событиям 1917 года и Гражданской войны.

Дамы в бальных платьях с декольте явно мерзнут в холодном Шереметевском дворце, не прогревшемся после зимы. Накрапывает дождь. На улице не больше +10, и столбик термометра упорно ползёт вниз. Спасает только чай, кофе и тёплые куртки, которые актрисы надевают в перерывах между дублями.

– Вам не кажется, что в определении Временное правительство есть что-то непостоянное?

– Вы стали забывать русские поговорки, граф. Нет ничего более постоянного, чем временное.

Эта пикируются между собой Мещерин, посол Временного правительства (Валерий Баринов) и военный атташе полковник Кромов (Владимир Вдовиченков).

Сцена приёма в русском посольстве в Париже 1917 года явно затягивается, и грозит закончиться температурой для тех дам, чьи платья наиболее смело открыты. Среди них, кстати, Ксения Кутепова и Амалия Мордвинова. Мужчинам повезло больше – их греют мундиры. Французские, русские, германские. Кажется, есть даже итальянский.

Сюжет новой картины режиссёра Андрея Разенкова ("Тесты для настоящих мужчин") закручивается вокруг любопытного исторического факта: главный герой Кромов, русский военный атташе во Франции (фамилия его прототипа – Игнатьев), в 1916 году получает от царского правительства на хранение миллионы рублей из царской казны. Во время переворота 1917 года он оказывается хранителем этой колоссальной суммы денег, которые становятся бесхозными, поскольку царского правительства больше нет, временное он не признаёт, а большевики у него доверия не вызывают. Разные политические силы тянут руки к этим деньгам, но убивать героя не спешат – миллионы хранятся в банках, и могут быть выданы только под личную подпись Кромова. Его пытаются склонить на свою сторону красные, белые, но Кромов, будучи человеком чести и патриотом, хранит вверенное ему золото до 1925 года, после чего отдаёт Советам, и возвращается в Россию.

Почему? У каждого в съёмочной группе есть своё мнение на этот счет.

– Он человек чести. Хочет отдать миллионы только той политической силе, которая способна удержать власть в стране и сохранить границы России. На тот период времени это были большевики, – объясняет выбор своего героя соавтор сценария Михаил Петухов. – Ни временное правительство, ни впоследствии силы белой эмиграции сохранить Россию бы не сумели.

Такой ответ оставляет много вопросов, поскольку Россия – это не только география, но и люди, а геноцид собственного народа, прекрасно видимый Кромову даже с берегов Сены, вряд ли мог убедить его в том, что Советы – именно то правительство, которому нужно отдать царские миллионы. Если же симпатии Кромова сразу были на стороне Советов, то почему атташе раздумывал восемь лет, тоже не ясно.

Иной вариант подсказывает исполнитель главной роли Владимир Вдовиченков. Ему Советы малосимпатичны. В перерыве за чаем он проливает свет на странное поведение своего героя:

– Я много думал на эту тему, и кое-что в поступке Кромова, то бишь его реального прототипа Игнатьева, не понимал. Вчера мы на эту тему разговаривали с Амалией (Мордвиновой – она играет в картине супругу Кромова.), и только после того, как она рассказала мне, что вычитала о тех событиях, пасьянс в моей голове сложился. Кромов долго не отдавал деньги. Но у него осталось очень много родственников в Советском Союзе. И от властей последовала угроза репрессий. Помимо денег, одним из условий, которые были поставлены, было его возвращение на родину. Только в этом случае ему было обещано, что его близкие не будут репрессированы. Если исходить из этой мотивации, то всё становится более-менее объяснимым. Потому что деньги, они всё равно абстрактны. А близкие люди всегда конкретны.

Что касается меня, то я бы на его месте в Россию не вернулся. Опять-таки, мне так кажется с расстояния прошедших 80 лет и знания, во что всё это вылилась и чем, в конечном итоге, стала Советская власть. Кромов – будем всё-таки называть его так, поскольку я играю не Игнатьева, а Кромова, – не обладал таким объёмом информации. Мне хотелось бы верить, что на его месте я сохранил бы верность присяге и остался патриотом страны. Но как бы вышло на самом деле, окажись я там и тогда, не знаю.

Пока мы размышляем над малопонятным выбором главного героя, дамы густо синеют в своих декольтированных нарядах, слушая, как перебрасываются колкостями актёры. Идёт бесконечный дубль одной и той же сцены, шестой час вечера, столбик термометра падает ещё на пару градусов, с неба льётся ледяная морось.

Если симпатии молодой части группы вполне определённы, то Валерий Баринов, согласно летам и опыту, в своих оценках не столь категоричен:

– В истории всё так перемешано, и на чьей я был бы стороне на месте Кромова, сложно ответить. На этот вопрос вообще нельзя ответить однозначно. Никто тогда не знал, на чьей он стороне. Всё было гораздо проще. И страшней. Я был бы на стороне моего представления о справедливости. На мой взгляд, это самое главное – в крутые моменты истории остаться верным своим принципам порядочности и чести.

…Свои дни Кромов (точнее его прототип Игнатьев) закончит в своём доме в Москве. Власти его не обманули. В обмен на царское золото он избежал лагерей и расстрела, после того как в 1937 году вернулся в СССР. Работал в посольствах в скандинавских странах, преподавал в Генштабе. Неизвестно, как была бы переиграна история, отдай Кромов деньги, скажем, Колчаку, так остро нуждавшемуся в них. Но всё сложилось, как сложилось.

И видимо, сложилось так, что это отдаётся болью до сих пор, если спустя почти сто лет актёры, играя этот сюжет, не спешат ответить на чьей бы они были стороне, играй они этот кусок своей жизни не перед камерой.

…Льёт бесконечный дождь. Дамы из массовки, накинув куртки на кринолины, отогреваются чаем. Изысканная Ксения Кутепова, играющая любимую женщину Кромова, и блестящая Амалия Мордвинова, исполняющая роль его жены, спрятались в автобус.

Останкинский дворец, закрытый на ремонт, кажется живым и внимательно наблюдает, как в его стенах вновь, как когда-то, решается судьба русской истории.

Веста Боровикова
"Новые Известия", 07.07.2008 г.

В начало страницы


Челябинское кино увидели в Москве

На Московском международном кинофестивале был представлен фильм нашего земляка

В летопись столицы Южного Урала вписана ещё одна славная строка. Впервые в истории Челябинска на Московском международном кинофестивале был представлен фильм нашего земляка. Премьера исторической драмы "Кромовъ" стала триумфальной для съёмочной группы, возглавляет которую генеральный продюсер, автор идеи картины, соавтор сценария и инвестор Константин Филимонов. Вместе с творческой бригадой наш корреспондент прошёл по фестивальным ковровым дорожкам.

Кинотеатр "Художественный". "Кромовцы" готовятся к пресс-конференции с участием ведущих мировых СМИ. К нашему столику в фойе подходит интеллигентного вида старичок: "Поздравляю с премьерой, дай вам Бог всем здоровья". Желаем ему того же. "Да мне уже поздно, скоро будет 88 лет, – вдруг неожиданно говорит мужчина и продолжает, чуть стушевавшись. – А вы меня не узнаёте? Моя фамилия Капралов…". Мы обескуражены. (Тот самый Георгий Капралов, легендарный журналист газеты "Правда", знаменитый критик, который много лет вёл "Кинопанораму". В Советском Союзе его каждый знал в лицо, любая звезда считала счастьем сняться в его программе.) Все подскакивают, предлагают ему присесть. "Нет-нет, – отказывается мастодонт кино, раскланиваясь. – Спасибо за то, что вы меня помните…"

В этот момент приходит сообщение: исполнительница роли возлюбленной "Кромова" Ксения Кутепова попала в аварию (ничего страшного, но и мало приятного. – Авт.) А это значит, что творческую бригаду будет представлять чисто мужская компания.

Константину Филимонову протягивает визитку незнакомая дама: "Я редактор сайта "Русская классика". А вы и есть тот самый продюсер, у которого огромное количество интервью в Интернете? Знаете, уж насколько я тёртый калач… Фильм у вас очень трогательный получился. Не жалко потратить ни время, ни деньги, что в нашей жизни немаловажно".

Времени до пресс-конференции всё меньше. Звёзды продолжают подтягиваться. К нашему столику подходит Вдовиченков и сходу начинает рассказывать: "Звонит мне вчера знакомая журналистка из "Известий". Я, говорит, "Кромова" посмотрела. Ну это следующий шаг! Ты себе не представляешь, как мне понравился. И все коллеги тоже остались довольны". Я ей объясняю, что сам ещё фильма не видел, не представляю, что там получилось. А она мне: "Вова, не парься. Всё здорово!".

– А вы волнуетесь, Владимир, накануне премьеры?

– Нет.

– Ну как же "нет"? Главная роль всё-таки. Вдруг критики накинутся, будут говорить какие-нибудь неприятности?..

– Наверное, волноваться должен режиссёр…

В этот момент я замечаю, что нас берут в кольцо фотожурналисты. Вспышки ослепляют со всех сторон. Коллеги живо интересуются… с кем это Вдовиченков общается? ("Не удивлюсь, если завтра в жёлтой прессе на твой счёт будут высказаны самые смелые предположения", – шепчет мне, смеясь, Константин Олегович.)

– …Я был отдан ему продюсером, который меня купил на какой-то период, – продолжает Владимир. – Актёр всего лишь некая деталь в руках режиссёра. Но при этом, если не получается ансамбля, некого тандема, не будет ничего. Я волновался, когда снимался. Нервничал, матерился, ругался с режиссёром. Но это такой способ защиты. А сейчас, когда фильм уже сделан, он живёт самостоятельной жизнью. Никакого отношения ко мне не имеет. Ну играл я там когда-то, а теперь у него собственная судьба. Иногда включаю телевизор, смотрю фильм со своим участием и удивляюсь: как будто бы и не снимался в нём. Да и действительно бессмысленно переживать, когда уже дело сделано. К слову, я только что был у одного хорошего врача-китайца, который сказал мне: "Самое главное в твоей жизни – не огорчаться. Как только ты перестанешь это делать, будешь чувствовать себя значительно лучше". Поэтому я теперь вообще не переживаю.

Владимир лукавил. Я пойму это спустя несколько минут, во время пресс-конференции. Зал кинотеатра заполнен журналистами до отказа. На сцене – съёмочная группа фильма "Кромовъ". Вступительное слово ведущего кинокритика современности Кирилла Разлогова: "Внеконкурсный показ – всегда победа. Могу поздравить творцов этой исторической картины с тем, что они попали в официальную программу Московского международного кинофестиваля". Первые вопросы адресованы генеральному продюсеру.

– Я давно хотел снять исторический правдивый фильм, основанный на реальных событиях, – рассказывает Константин Олегович. – Картина создавалась очень тяжело. Мы ведь начали над ней работать два года назад, когда ещё и в мире, и в стране всё было в шоколаде. А когда всё перестало быть в шоколаде, мы поняли, что этот фильм про каждого из нас. И каждый из вас при выходе из зала задаст себе вопрос: "Как бы я поступил на месте полковника Кромова, в руках которого оказались огромные деньги уже несуществующей страны".

Не знаю, как бы на его месте поступил я, но этот фильм про меня и обо мне. У нас бюджет изначально был пять-семь миллионов евро. Слава богу, уложились в четыре. Мне говорили: зачем ты вкладываешь такие деньги, почему снимаешь такое дорогостоящее кино, ведь коммерчески гораздо выгоднее снять четыре проекта по миллиону, возможно, с теми же самыми артистами. Но, тем не менее, делали мы именно "Кромова". Сейчас курили с ребятами на улице, вспоминали Париж, съёмки… Как будто и не было всех трудностей. Наш фильм получился очень грустный, и не каждый зарубежный зритель сможет его понять. Но, в конце концов, мы создавали картину, что называется, от сердца, а не от ума и не от кармана. И если бы мы задумывались, как нас будут воспринимать во Франции, наверное, фильм не был бы таким трогательным. Я железный мужик, но когда смотрю финальную сцену, комок неизменно подкатывает к горлу. Мне не стыдно, я свою жизнь прожил не зря.

"Как вы себя чувствовали в костюмной драме?", – спрашивает журналист Вдовиченкова. Однако филимоновской уверенности в голосе у Владимира нет, звезда отвечает сбивчиво и, наконец, признаётся:

– Я даже и не думал, что буду так волноваться… Чувствовал себя не очень удобно, приложил массу усилий. Военный атташе, царский офицер должен быть выстроенным не только внешне, но и внутренне. Было непросто визуальный ряд выдерживать. Но я надеюсь, что силы потрачены не зря…

По окончании пресс-конференции Разлогов желает членам съёмочной группы успешной карьеры в том направлении, которое они сами себе задали. После чего журналисты "растаскивают" звёзд по углам и продолжают "пытать" уже эксклюзивно.

"Мосфильм". Офис кинокомпании "Константа-фильм". На столе генерального продюсера заветная папка. С неё-то всё и началось. Здесь хранится документация, а также изначальные списки кастингов. Выясняется, что многие актёры, сыгравшие ведущие роли (восемь человек из 15), вообще не рассматривались.

– То есть кино – дело случая? – задаю вопрос Филимонову.

– Нет, кино – дело поиска, а также занятости и заинтересованности актёров. На роль матери героя Вдовиченкова многие актрисы не подходили визуально. А с Екатериной Васильевой у них один тип лица. Она подходит просто идеально. Хотя рассматривались и Ургант, и Польских, и Талызина, Скобцева даже. Причём режиссёр хотел снимать именно её, поскольку они дружат семьями.

Кино – это бизнес, это бесконечный поток денег. Каждый фестиваль – новый виток интереса кинопрокатчиков. Всё покупается и продаётся. Когда видим старый добрый фильм по телевизору, мы просто наслаждаемся. И только специалисты знают: наслаждаемся мы благодаря тому, что этот фильм снова кто-то кому-то продал.

В это сложно поверить, но "Кромовъ", разложенный по реквизитным коробкам, помещается в одной небольшой комнатке. Я отправляюсь на склад и… платье супруги главного героя уже на мне. Вот только… О, ужас! Крючки не сходятся, и я вынуждена констатировать, что Амалия (исполнительница этой роли) худее меня сантиметра на три.

Кинотеатр "Октябрь". У входа звучит давно забытая фраза: "Нет ли лишнего билетика?". Съёмочная группа опять готовится к презентации фильма, а зрители – к просмотру. А у меня есть время пообщаться со старыми знакомыми.

Вадим Свешников, кино- и мультсценарист:

– Кино удалось, состоялось, понравились игра актёров, музыка Евгения Доги, но показалось, что её было слишком мало. Картина выдержана в стилистике того времени, какие-то новаторские приёмы, операторские или режиссёрско-монтажные, здесь бы не подошли. Но вот сюжетных линий могло быть поменьше. Я бы вместо этого углубил характеры. Я ведь смотрел фильм с профессиональной точки зрения. Вот и прикидывал: это бы так сделал, а эту бы сцену иначе выстроил.

А вот и наш знаменитый земляк Сергей Плотов с супругой.

– У нас всё замечательно складывается, – отвечает на вопрос "что нового в творческой жизни? – семейный подряд с Людмилой. Продолжаем работать в тандеме. Написал сценарии полнометражного и музыкального фильмов. С Эдуардом Радзюкевичем сделали сценарий фильма "Конферансье". Сейчас идут крайние съёмки. Очень сильный состав. В главной роли Валерий Закутский, заняты также Марат Башаров, Михаил Ефремов.

Хороший фильм. Кстати, главный оператор, та же, что и на "Кромове" – Маша Соловьёва. Но основная работа – канал СТС, сценарная группа. Лазарева с Шацом, весёлая программа "Песня дня", жанр лирической комедии. Много разных проектов. Несколько пьес сделано, закончили работу над мюзиклом "Мёртвые души" с Журбиным. В июле уже начинается постановка. Практически уже закончил перевод мюзикла "Кабаре" на русский язык. Так что работы полно, и это замечательно. Сейчас делаем интересный проект с Тимуром Бекмамбетовым. Пока секрет, но это не фильм.

Много регулярной работы с Хазановым. Благодаря тем поздравлялкам, которые мы сочиняем вместе уже давным-давно, он возродил сольный концерт. Идёт с аншлагами в "Театре эстрады". Пять лет Хазанов не выходил на сцену сольно. На "Таганке" прошла премьера проекта под названием "Шесть кадров-шоу". Эта сценическая программа с артистами "Шести кадров", я автор сценария. Теперь будут кататься по стране. Эти артисты умеют очень многое, гораздо больше, чем показывают в телерамках "Шести кадров".

Они профессионально поют, бьют степ, танцуют – в общем, мастера на все руки и ноги. Эта программа позволяет открыть для зрителей те таланты, которые в рамках телеформата не реализуются в силу объективных причин. Их просто нелепо было бы там реализовывать. Что-то я вам наверняка забыл рассказать о своем сегодняшнем творчестве… А за Костю очень рад. Он сам себя сделал, и это повод для огромного уважения. Таких людей мало. Я тоже стараюсь быть в их числе. Это непросто. Но это, пожалуй, самый достойный способ чего-то добиться.

Дом кино. Ещё одна премьера "Кромова". После очередного представления съёмочной группы мы покидаем зал. На выходе контролёр на нас смотрит с недоумением: "Вам что же, фильм не понравился?". "Понравился, – улыбаются его создатели, – мы просто уже смотрели". Как нам сообщили потом, по окончании киносеанса зал аплодировал стоя. Аплодировал долго. Делиться впечатлениями никому не хотелось. Хотелось помолчать. И думать о чём-то о своём.

Татьяна Строганова
"КП"-Челябинск", 09 июля 2009 г.

В начало страницы

Hosted by uCoz