Главная

Полина Кутепова: "Люди просто разучились летать"


КОРОТКО:

Рассвет или закат: рассвет.
Футбол или новости: футбол.
Полюс Южный или Северный: Южный.
Город или деревня: город.
Цветы: розы.
Люди не летают потому, что…: забыли, как это делать.



Полину Кутепову вы наверняка знаете по фильмам "Настя", "Орёл и решка", "Умирать легко". Милая, нежная, трогательная, так не похожая на современных энергичных киногероинь, она тем не менее часто называется критиками "девушкой поколения". Вот только согласна ли она с этим сама?


– Полина, о вас довольно мало новостей. Вы нетусовочный человек?

– Да, я нетусовочный человек, если говорить о какой-то звёздной тусовке, и очень тусовочный, если брать тусовку театральную.

– У вас был очень резкий киностарт, а сейчас больше работаете в театре: так всё-таки кино или театр?

– Предпочтительнее театр. Хотя в кино я тоже работаю: летом снялась в сериале "Дальнобойщики". Кино и театр сильно различаются в том плане, что театр даёт актёру возможность развития, постоянного совершенствования актёрского инструмента, а кинематограф использует то, что "открыто" в театре. В театре работа над ролью – это её постоянное переосмысление. Самое сложное, когда играешь одну и ту же роль десять лет, – сохранить дыхание роли, живое восприятие слов, поступков. Из-за этого роль постоянно трансформируется. Изменения зависят даже от того, как себя чувствуешь в день спектакля. В кино уже ничего нельзя изменить: нравится тебе работа или нет – роль уже сыграна, даже если бы ты хотела вернуться и сделать это по-другому.

– Роли и в театре и в кино делятся по характеру на "я" и "не я". Ваши роли – это "я" или "не я"?

– Я бы не стала делить роли на "я" и "не я". В каждой роли есть что-то моё, но в то же время она никогда не будет соответствовать мне полностью. Если говорить о моих ролях в кино, то ближе по характеру будет, наверное, Настя в одноимённом фильме Георгия Данелия.

– Театр сейчас для большинства молодёжи – второстепенное явление по сравнению с кино. Почему так?

– Да, действительно, это так, но я думаю, прогнозы о том, что театр изжил себя и скоро прекратит своё существование как вид искусства, совершенно необоснованны. С появлением кинематографа театр занял нишу, меньшую по размеру, чем прежде, но не менее значимую. Если сравнивать с историей искусства, то это напоминает появление фотографии – это никак не остановило дальнейшее развитие живописи. И, я думаю, тот небольшой круг молодых людей, которые сейчас ходят в театр, всё равно никуда не денется.

– Театр и кино – это искусство. Для вас это и работа, работа – это повседневность. От повседневности люди бегут в искусство. Нет конфликта человека и актрисы?

– Да, есть такое. Бывают и такие дни, когда просто не хочется идти "на работу". И самое замечательное, когда этот конфликт удаётся привести в равновесие.

– С Кириллом Пироговым вместе работаете в театре Фоменко, вместе в "Орёл и решка". Как так получилось: случайность?

– Нет, не случайность, там, кстати, ещё несколько актёров из фоменковского театра снялись.

– "Умирать легко" – психологически довольно сложный фильм. А какая атмосфера была на площадке? Как работалось с Лазаревым и Тараторкиным?

– Этот фильм запомнился прежде всего работой на площадке, отношением актёров к своим ролям и поддержкой друг друга. Кроме того, мы с Сашей Хваном на съёмках "Умирать легко" нашли общий язык, и я очень дорожу этим взаимопониманием.

– За вами закрепился образ деликатной, мягкой, но энергичной девушки. Это "девушка поколения" в кино?

– Я не думаю, что есть какое-то закрепление образа. Сейчас я как раз пытаюсь делать что-то другое. Во всяком случае, мне бы хотелось, чтобы это было так. Я даже сомневаюсь в возможности существования "девушки поколения" сейчас, в наше время. Я не могу назвать женскую кинороль, равную по актуальности ролям тех лет Татьяны Самойловой или Людмилы Гурченко. Для возникновения такого образа, который бы собрал характерные черты этого поколения, прежде всего необходим подобающий сценарий. Может быть, в скором будущем он появится. Если говорить о моём ощущении нашего времени, мне кажется, я не соответствую понятию "девушка поколения".

– Человеком какого поколения вы себя ощущаете? "Выросли" из нашего или нет?

– А какое это – "ваше" поколение? Я себя отношу к тем, чьё детство прошло в Советском Союзе, а юность – в перестроечном времени. Из-за этого ноги иногда стремятся идти строем, а в голове ветер перемен.

– Вы помните какое-то событие в жизни или карьере, которое на вас наиболее повлияло?

– Наверное, это поступление в ГИТИС, в мастерскую Петра Наумовича Фоменко. Помимо абсолютного влияния Фоменко, Каменьковича, Женовача, Фирсовой, педагогов этого курса, рядом сразу появилось очень много интересных, талантливых однокурсников. Это было действительно существенное событие, я многому научилась.

– Вы с Ксенией с детства снимаетесь в кино. Ещё в "Рыжий. Честный. Влюблённый" работали с такими актёрами, как Альберт Филозов, Екатерина Васильева, потом в "Насте" с Евгением Леоновым, Олегом Басилашвили. Чему научили "мэтры"?

– Общения с ними было очень мало – я больше наблюдала…

– Вы с Ксенией – близнецы, работаете в одном театре, снимались в одних фильмах. Вы – одно целое или стремитесь к индивидуальности, как многие близнецы?

– Мы – одно целое, но это не "жизнь в двух экземплярах", потому что мы – две половины этого целого, а следовательно, уже разные.

– В "Мелком бесе" с Ксенией играете вместе, а к Данелия на пробы тоже вместе пришли?

– На пробы нас пригласили вместе. Почему Данелия выбрал меня – не знаю, это вопрос не ко мне.

– Какое кино любите?

– Старое, советское люблю. Из новинок – "Танцующая в темноте" фон Триера очень понравилась.

Акулина Кипарисова
"Я молодой" (приложение к "АиФ"), №48, 06.12.2000 г.

Hosted by uCoz