Главная

Полина Кутепова: Огненная муза

Полина КутеповаПолина Кутепова – звезда "Мастерской Петра Фоменко", сестра-близнец Ксении Кутеповой, жена режиссёра Евгения Каменьковича и мама 10-летней Нади. Пожалуй, на этом официальная биография актрисы заканчивается, и начинается личная, о которой Полина распространяться не любит. А всё потому, что она – муза. А у муз, как известно, свои секреты.

Одна из ярчайших молодых актрис, Полина Кутепова, как говорится, широкого известна в узком кругу. Между тем, уникальность этой девушки очевидна сразу: каждый, кто хоть однажды побывал на спектакле в театре "Мастерская Петра Фоменко", которому актриса служит почти 20 лет, никогда не забудет эту странную рыжую. Впрочем, были в карьере Кутеповой проекты, рассчитанные на более массовую аудиторию, нежели зрители Мастерской, где крохотный зал, а за билетами на некоторые спектакли нужно охотиться. Экранных проектов чуть больше десяти. Мало это или много – Полина не считает, потому что "некогда", да и  "настоящий дом давно найден".

В мае в прокате появились две новые киноработы Кутеповой – фильм Ивана Соловова "Отец", снятый по "Возвращению" Платонова, в котором у актрисы – одна из главных ролей, и любовная мелодрама "Инди" Александра Кириенко, где Полина появилась в эпизоде. Об эпизодах – рабочих и жизненных – Полина Кутепова рассказала корреспонденту "ВД".

Полина Кутепова– Вы всю себя отдаёте любимому театру…

– Вы уверены? (смеётся) А я – нет.

– …из-за занятости в Мастерской снимаетесь немного и, наверное, очень избирательно подходите к тому, что предлагают?

– У меня нет никакого избирательного принципа. Всё зависит от занятости в театре, от материала и от количества денег. Я не голодаю, поэтому могу отказываться от того, что мне не интересно.

– После Мастерской сложно выбирать. Почему Соловов, почему "Отец"?

– До "Отца" я не знала Ивана Ивановича Соловова, не видела его фильмов, поэтому первым импульсом был литературный материал – уверена, ни один актёр не откажется от сценария по прозе Платонова.

– Алексей Гуськов, ваш партнёр по фильму, сказал, что уже на пробах стало очевидно, что вы оба – из этой истории.

– Это заслуга Лёши Гуськова, который очень помог мне на пробах, нашёл нужные слова. Возникло взаимопонимание, а это невероятно важно.

– Вы много лет работаете фактически в семье – театре Фоменко. Легко вписываться в новый коллектив?

– Несложно. Даже приятно. Потому что, когда долго сидишь в одной комнате, очень важно в какой-то момент выйти на улицу.

– Сюжет платоновской повести, которая легла в основу фильма "Отец", – ускользающий, едва ощутимый, неконкретный…

– Это особенность Платонова: он не оценивает персонажей, а как бы смотрит со стороны. Поэтому при абсолютной подробности и достоверности рассказа, возникает ощущение, что ты прочёл притчу. Герои Платонова как белые листы, с которых стёрли опыт прошедших поколений. Они живут где-то на краю земли и заново постигают свою душу, открывают любовь, счастье, отчаяние, тоску.

То, что происходит с моей героиней, Любой, с точки зрения человеческой морали – предательство: пока муж воюет, она пытается полюбить другого человека. И делает она это от смертельной тоски по мужу, и – как это ни парадоксально, – чтобы сохранить любовь к нему. И только пройдя этот путь, понимает, нет, не понимает, а чувствует, что ошибалась. Платонов наделяет своих персонажей способностью слышать свою душу, поэтому все его герои, вне зависимости от совершаемых поступков – одухотворены…

– И немного нереальные: простая женщина с рабочей окраины, в душе которой прямо-таки непостижимые философские глубины.

– Это то самое, платоновское, – простота, за которой сокрыта необыкновенная глубина.

– Что было самым сложным в работе над "Отцом"?

– Платоновский язык – он очень особенный. Это не разговорная речь. Каждая фраза как сжатая пружина, потому что так сконструированы фразы – странно и тяжело. Ты спотыкаешься о слова. Твой разум спотыкается об эти слова. Очень неудобный текст у Платонова. Удивительно неудобный… У него речь глыбами. Надо определённым образом разворачивать свои мозги. Так легко не пробежишь. Платоновские фразы ломают привычную мелодику речи. У него своя собственная мелодика. Надо было услышать её. Но ни в коем случае нельзя было подминать под себя, делать себе удобно. Это неправильно, это получились бы не платоновские строки.

– Что-то стоящее получается только после тяжёлого труда?

– Вот бы только ещё понять, что стоящее, а что не очень. Не знаю. Хочется, конечно, чтобы "стоимость" была в обратной пропорциональности к тяжёлому труду, но, скорее всего, это не так. Но на съёмках "Отца" я не думала ни о каком результате, это был кропотливый процесс, ценный сам по себе.

– Что можно назвать актёрской удачей?

– Удача удаче рознь. Есть внешняя удача, а есть внутренняя. Последняя бывает очень редко. Казалось бы, сделал роль, играешь, играешь, играешь и вдруг через 20 спектаклей, бац, понимаешь: "Ага-а-а-а! Оказывается, вот оно что!" На какие-то секунды понимаешь – попал. Уверена, что и зритель это чувствует…

– Вы не хотите работать где-то кроме Мастерской…

– Я существую "по-домашнему", то есть не прыгаю из проекта в проект, потому что у меня есть театр, который я люблю, в котором служат дорогие мне люди, разговаривающие со мной на одном языке, дом, где мы играем в одну игру.

– Вы следите за тем, что происходит вокруг?

– Если есть время, я стараюсь ходить на спектакли в другие театры. Недавно прошла "Золотая маска". Ксения (сестра Полины Кутеповой, актриса – "ВД") была в жюри фестиваля, после просмотров приходила в театр и всё-всё нам рассказывала, то есть я "Маску" посмотрела её глазами (смеётся).

– На вопрос, что самое важное в профессии, вы ответили неожиданно – терпение. Что приходится терпеть?

– Очень многое. Актёрская профессия – это, прежде всего, терпение. Надо терпеть саму себя, такую несовершенную… а хочется быть умелой, профессиональной. Терпеть свои желания: роли, которые приходится ждать. Терпеть человеческие неурядицы, потому что театр замешан на отношениях. Мы в Мастерской научились этому, научились прощать, всё-таки 18 лет вместе.

– Иван Вырыпаев считает, что настоящий мастер "не занимается самовыражением, а старается брать извне". Согласны?

– Вопрос в том, что "брать" и где находится это "извне"…

– Евгений Каменькович говорит, что с вами непросто работать: много спорите. В жизни вы такая же спорщица?

– Не знаю… Спросите у Жени.

– Актриса и режиссёр, режиссёр и его муза… Вы в какой-то степени ощущаете себя музой супруга-режиссёра (Евгения Каменьковича – "ВД")?

(поперхнулась кофе)… Нет. Наверное… не музой, а обузой.

– Знаю, что вы не любите говорить о личном, про быт…

– Не люблю о личном. А быт я люблю. Вещи люблю, разглядывать глянцевые журналы, ходить по магазинам… Я стопроцентная мещанка. Возможно, из-за отсутствия всего этого в советском прошлом. И если бы не театр, то я, наверное, сидела бы у окна, с фикусом на подоконнике и рассматривала бы прохожих.

– У вас есть слабости?

– Я очень слабый человек.

– Нужно быть очень сильной, чтобы признаться в этом…

– Уверяю вас – это просто (смеётся)

– Вы верите в судьбу?

– Есть некая внешняя предначертанность, но ты волен наполнить её по-своему – это и есть твоя судьба.

Олеся Якунина
"Ваш Досуг", 18.05.2007 г.

Hosted by uCoz