Главная

Полина Кутепова: "Мне не нравится, когда актёры существуют в концепции режиссёра как марионетки"

Екатерина Истомина. Принято считать, что актёр полностью зависит от режиссёра – от его выбора и от его профессионального уровня. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Полина Кутепова. Да, я полностью разделяю эту точку зрения. На мой взгляд, более зависимой профессии, чем актёрская, не существует. Ты можешь сам что-то искать, что-то нарабатывать, но реализовать то, что ты накопил, то, что ты умеешь, может только режиссёр. Конечно, есть такие актёры, которые могут развиваться самостоятельно. Но большинству нужен человек, который бы вёл их.

Е.Истомина. Может ли актёр эмансипироваться от режиссёра и быть единоличным автором своей роли?

П.Кутепова. В моей небольшой практике такого случая не было. Мне кажется, что плохо, когда актёр и режиссёр не договорились, как будут работать. Значит, у них нет взаимоотношений, взаимопонимания... Я всегда должна понимать, что режиссёр от меня хочет, и должна научиться его образу мышления.

Е.Истомина. Скажем, когда вы работали у Г.Н.Данелия, говорил ли он вам: "Делайте только то-то и то-то, потому что мне необходимо снять именно так"? Вы сами предлагали ему что-то, спорили?

П.Кутепова. Спорила! Мы с ним в "Орле и решке" практически заново переписали мою роль. Но это был прежде всего творческий диалог. Не было такого, чтобы я где-то что-то сама с собой репетировала, а потом только показывала режиссёру, и он говорил, так или не так... Но в принципе, я думаю, что такое вполне возможно – ведь всё зависит от природы актёра. Всё сугубо лично, но в моей природе, по-моему, такое невозможно. Мне необходимо советоваться, проверять какие-то вещи, спорить. Я, наверное, не обладаю пока ещё той степенью уверенности, самостоятельности, чтобы никого не слушаться.

Е.Истомина. А с Данелия вы нашли общий язык? То, что он вам предлагал, вас устраивало?

П.Кутепова. Да. Он очень актёрский режиссёр. Он терпелив и доверяет актёру. Допустим, идут репетиции, вот-вот наступит съёмка, но если Данелия чувствует, что актёров что-то не устраивает, он отменяет съёмки. И будет снова и снова репетировать. Он подчиняет весь съёмочный процесс актёру. Для актёра – для меня, например, – очень важно чувствовать, что ему доверяют. Данелия всегда поддерживает твои собственные поиски. Он никогда не рубит на корню, и в этом смысле с ним очень легко.

Е.Истомина. Если вам попадется режиссёр, который будет "рубить", согласитесь ли вы с ним работать, зная этот факт?

П.Кутепова. Конечно, это же моя профессия! Когда мы работали с Годаром, он высчитывал всё буквально до миллиметра. Пока актёр не сделает именно так, как хочется Годару, тот будет снимать, снимать и снимать сотни дублей... Но это, конечно, постановочное кино. Только потом, когда я внимательно посмотрела другие годаровские фильмы, я увидела, что за счёт беспрекословного подчинения актёров режиссёрскому рисунку возникает поразительный эффект. Я заметила, что у Годара все актёры существуют в одной стилистике. Они получаются чуть похожими друг на друга. Годар просто упорно направляет их в свой язык. Он, скорее всего, диктатор.

Е.Истомина. Данелия репетировал с вами дотошно, до мельчайших подробностей? Вы могли предпринять что-то своё, личное?

П.Кутепова. Всё зависело от снимаемой сцены. Если я сама была уверена, что чувствую эту сцену, я отпускала себя. А если нет, если чего-то не чувствовала, не ощущала, то пряталась за режиссёра и исполняла дотошно.

Е.Истомина. Были ли у вас случаи, когда, на ваш взгляд, режиссёру не хватало профессионализма?

П.Кутепова. Нет, такого не было. Скорее, у меня могло не хватать профессионализма. Мне невероятно повезло, что я с самого начала встречала очень профессиональных режиссёров. Данелия, Досталь, Аранович... Это большие мастера, у которых учишься.

Е.Истомина. Неудача не ввергает вас в состояние депрессии?

П.Кутепова. Ввергает, ещё как! И часто! И это хорошо, потому что если человек доволен тем, что он делает, – вот это уже плохой симптом. Значит, он всё умеет и ему пора прекращать работать. Зачем же повторяться? Надо идти дальше.

Е.Истомина. С кем из режиссёров вам хотелось бы поработать?

П.Кутепова. Я недавно смотрела фильмы Лео Каракса. Меня поразило, насколько подробно у него существуют актёры. Они очень свободны. Этот режиссёр понравился мне именно тем, как он работает с актёрами. Что говорить, хорошее актёрское кино... И я предпочитаю актёрское кино. Мне не нравится, когда актёры существуют в концепции режиссёра как марионетки. А вообще в последнее время мне очень хочется сняться в каком-нибудь хорошем детективе, в каком-нибудь "экшене".

Е.Истомина. Что бы вы хотели сыграть?

П.Кутепова. Всё! Попробовать хочется всё, кроме вульгарных и пошлых ролей. Как-то не тянет меня в такую "поэтику" жизни... Красота "дна" мне неинтересна.

Е.Истомина. Встречались ли вам режиссёры, которые открывали бы в вас что-то вопреки наработанному имиджу?

П.Кутепова. Пётр Наумович Фоменко, например, мастер содрать с тебя наработанный имидж. И я считаю, что с актёрами только так и надо работать. Необходимо, чтобы режиссёр помогал тебе найти что-то новое, а не просто эксплуатировать старое.

Е.Истомина. Вы никогда не просили дубля для себя?

П.Кутепова. Просила. Были такие моменты, когда я упрашивала Георгия Николаевича: один дубль я сыграю так, а второй по-другому. И какой из них ему больше понравится, тот и войдёт в фильм. И он на это спокойно шёл.

Е.Истомина. Вы дорожите своими ролями?

П.Кутепова. Был один очень показательный, на мой взгляд, случай на картине "Орёл и решка". Там снималась одна сцена, важная для моей героини, и я так её сыграла!.. А потом Георгий Николаевич сказал, что вырезал её. Жалко было ужасно. Но Данелия объяснил мне, что из-за этой сцены фильм не складывается, не возникает цельности. Объяснил как-то по-доброму, по-особенному. И я поняла: в сущности, не очень важно, что именно остаётся на экране. Главное, что ты это сделал, ты сумел. Внутри-то это всё равно остаётся. И обязательно проявится, всплывёт в чём-то другом. Не надо слишком дорожить, слишком уж трястись над какой-то ролью.

Екатерина Истомина
"Искусство кино", №8, 1996 г.

Hosted by uCoz