Главная

Материалы о съёмках фильма "Отец"


В Ярославле начались съёмки полнометражного х/ф с условным названием "Отец".

Сегодня в Ярославле начались съёмки нового кинофильма с условным названием "Отец". В главных ролях в проекте заняты известные актёры Алексей Гуськов, Полина Кутепова, Екатерина Васильева, Роман Мадянов. Уже первые сцены нового фильма удивили. Главной героине пришлось научиться делать настоящие кирпичи. Вот этот кирпич-сырец, можно сказать, отлит руками известной российской актрисы Полины Кутеповой.

"Внимание! Мотор! Камера!". Знакомые слова можно было услышать сегодня в не совсем обычном месте. Местом первого дня съёмок нового кинофильма "Отец" стал керамический завод в Норском. В роли массовки – настоящие рабочие. Их, по крайней мере, не пришлось учить главному – производству кирпичей. А вот главной героине, которую играет известная актриса Полина Кутепова, пришлось нелегко.

Интересно, что по ходу съёмок рабочие усиленно подсказывали оператору, как правильно показывать техпроцесс. Как подчеркивает режиссёр картины, он старается следить за достоверностью сюжета. Таким же способом, кирпичи в сушилку возили и 50, и 60 лет назад. И всё же, что делать с кирпичами, Полина Кутепова так до конца и не понимала. Да тут ещё и холод заставлял кутаться в рабочую фуфайку.

В основу картины положен рассказ Андрея Платонова "Возвращение". Большая часть фильма будет сниматься в нашей области. В качестве натуры помимо Норского выбраны Гаврилов-Ям и Рыбинск. "Мне показалось, что именно Ярославль, Ярославская область больше всего соответствует прозе Платонова", – говорит режиссёр картины Иван Соловов, – "Хотя сам он из Воронежской губернии".

Действие фильма происходит в 1947 году. Главный герой, которого играет Алексей Гуськов, возвращается с войны к жене и детям. И очень боится новой встречи с ними. Подбор сценария и актёров отнял у режиссёра целый год. Творческий тандем Гуськов-Кутепова зрители увидят впервые. "С Алексеем мне не приходилось встречаться на съёмочной площадке", – рассказала Полина Кутепова, – "Но я не раздумывала, потому что сценарий мне сразу понравился".

Новый фильм увидит свет уже в конце этого года.

Ярославская областная компания НТМ,
24.03.2006 г.

В начало страницы


О любви и войне по-платоновски

Закончилась вторая мировая война. Только вместо радости и счастья Алексей Иванов испытывает горечь и страх. Надо возвращаться домой, а очень боязно. Помнят ли его детки, которых он оставил ещё малышами? Ждёт ли жена Люба? К тому же по пути в родные края мужчина встречает одинокую девушку, и между ними вспыхивают чувства. Как в данной ситуации дальше жить?..

Таков сюжет нового телевизионного фильма "Отец", который с 24 марта снимается в нашей области. Эта картина – экранизация рассказа Андрея Платонова "Возвращение".

Режиссер-постановщик "Отца" – автор многих известных художественных фильмов и сериалов, среди которых: "Глухомань", "Караван смерти", "А спать с чужой женой хорошо?", "Чёрный океан", "Горячая точка", "Лавина", "Железнодорожный романс", "Слова и музыка". В 1988 году Иван Соловов создал крупную компанию "Ментор Синема", во главе которой и приехал нынче в нашу область. Сегодняшний день киношники проведут в Ярославле. В одном из цехов на территории кирпичного завода, расположенного на Тутаевском шоссе, пройдёт работа над несколькими эпизодами фильма. А затем мобильная группа отправится в Гаврилов-Ям и Рыбинск.

Актёрский состав картины утвердили ещё несколько месяцев назад. Известно, что в съёмках мелодрамы примут участие популярные российские артисты. Главные роли, Алексея и Любы, исполнят Алексей Гуськов и Полина Кутепова. Тётю Клаву и тётю Мусю сыграют Екатерина Васильева и Людмила Аринина, а Риту и Харитона – Лидия Вележева и Роман Мадянов. Правда, в Ярославль приедут только Полина Кутепова и Екатерина Присмотрова-Белова. Остальные звёзды кино осчастливят своим присутствием другие города нашей области. А в массовых сценах смогут сняться актёры местных театров и простые жители.

По словам киношников, фильм должен получиться чистым, светлым и добрым. Без скабрезностей, убийств, политики и ужасов. Просто о любви. К родному дому, семье, близким людям, детям.

Светлана Пасхина
Ярославская областная
газета "Золотое кольцо", 24.03.2006 г.

В начало страницы


Мир искусства. Вы в курсе?

Платонова экранизируют

Режиссёр Иван Соловов приступил к работе над экранизацией одного из самых известных рассказов А. Платонова "Возвращение". Сценарий для фильма "Отец" написал И. Квирикадзе. На главные роли приглашены А. Гуськов и П. Кутепова. "Платонова я выбрал сознательно. Это же такой гениальный пласт литературы, который, к сожалению, до широкого читателя доходил редко: в советское время тот же Платонов был практически запрещён, а в нынешней кутерьме об этих писателях подзабыли", – сказал "АиФ" режиссёр. Одну из ролей в фильме сыграет Е. Васильева, которая на экранах появляется нечасто, но для Платонова сделала исключение. А режиссёр согласился выстроить график съёмок актрисы в соответствии с церковным календарём.

"Аргументы и факты" №014,
05.04.2006 г.

В начало страницы


По домам

Кинокомпания "Ментор Синема" приступила к съёмкам полнометражного кинофильма "Отец" по рассказу Андрея Платонова "Возвращение". В Ленинградской области прошла часть съёмок.

Именно здесь обнаружились идеальные декорации для картины: железные дороги с семафорами, здания, которые до сих пор не были восстановлены после фашистской бомбёжки. "Это в Голливуде строят руины за бешеные деньги, – говорит режиссер Иван Соловов, – а у нас они есть в натуральном виде... Никакой машины времени не надо, достаточно отъехать на сто километров от Москвы!".

По сюжету фильма, домой с фронта едет боец Алексей (в этой роли – вновь, после "Таёжного романа", надевший форму с погонами Алексей Гуськов). Только вместо счастья и радости он чувствует страх: помнят ли его дети, которых он оставил малышами, помнит ли жена Люба (её играет Полина Кутепова)? Так же боязно возвращаться в родной город девушке Маше (роль Светланы Ивановой), у которой погибли родители. Вряд ли судьба просто так свела героев вместе...

Как ни странно, фильм делается не в жанре тяжелой психологической драмы или даже психологического триллера, как могло бы показаться, вспоминая мрачный, вязкий и глубокий рассказ Платонова, а в жанре мелодрамы. По крайней мере пока предполагается именно так, а что выйдет в итоге – никому неизвестно.

Для режиссёра Ивана Соловова, главы компании "Ментор Синема", это не первый опыт работы в "чувствительном" кино – в 2004 году он снял фильм "Слова и музыка" о страстной любви между дамой из шоу-бизнеса и молодым музыкантом, а за три года до этого – ленту "Лавина" о такой же страстной любви музыканта и некой юной леди. Вот и про "Отца" Соловов говорит, что это фильм не о войне, а о человеческих эмоциях и переживаниях. Если брать ещё уже – о способности любить.

"Эта тема – обратная сторона Великой Победы", – уверен режиссёр. – Платонов сумел написать о возвращении человека к самому себе. Люди приходили с фронта, их встречали с цветами и слезами, но мало кто говорил о ломке, которую они затем переживали, приспосабливаясь к прежней, забытой жизни. Ежедневный риск, крайняя опасность и боль, фронтовое братство, бег под пулями внезапно заканчиваются, и в душе героя вдруг образуется пустота".

На столь серьёзные размышления Соловова натолкнул его друг Алексей Гуськов, который, собственно, и предложил снять фильм по "Возвращению" Платонова. Актер играет ту же роль в МХТ, и она ему, по всей видимости, стала чрезвычайно дорога. Гуськов вообще считает, что эта картина станет переломной в его творческой карьере.

Адаптировать сложнейший платоновский язык к требованиям кинематографа помогает автор сценария Ираклий Квирикадзе, который в своё время создал литературную основу, например, для фильмов "Лунный папа" и "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара".

Алла Юрьева
"Санкт-Петербургские ведомости"
№80, 06.05.2006 г.

В начало страницы


Мотор! Возвращение по-платоновски...

Вообще-то Платонов абсолютно не кинематографичен – это признают и режиссёры, и актёры. Но упорство пробивает любые стереотипы. Актёр и продюсер Алексей Гуськов играет пьесу "Возвращение" в театре не первый год. Он и решил сделать из этой вещи кино под названием "Отец", а с идеей пришел к режиссёру Ивану Соловову.

– Я коварно полагал, что перенесу в фильм всё, что наработал на сцене, - сознаётся нам Гуськов. – Но в первый же съёмочный день понял: мне надо убить весь прошлый опыт и родиться для этой роли заново.

В рассказе Платонова речь идет о фронтовике, который, возвратившись домой с войны, никак не может приспособиться к мирной жизни. Здесь – дом, жена, двое детей, которые, может, уже позабыли своего отца и мужа. Там... там все было понятно – враги, свои, и каждый день, как последний. А ещё в той жизни осталась девушка Маша, которую герой пообещал помнить.

Сколько таких истерзанных судеб знает Россия? Сколько людей, так и не вернувшихся (психологически, морально) с той войны, доживали в мирной жизни лишенные всякого смысла будни? Неудивительно, что на эту роль сам себя назначил рефлексирующий, интеллектуальный актер Алексей Гуськов.

– Я вдруг подумал: сколько у нас осталось настоящих фильмов о войне – раз-два и обчелся. Захотелось, чтобы поколения молодых людей узнали правду о тех годах и через наш фильм. Вы только подумайте: жил себе человек, учился, женился, а потом эту цепочку выстроенных отношений разорвала война. Как-то эти звенья заменить надо? А как и чем? Вот о чем наш фильм, – размышляет Гуськов.

В павильонах "Мосфильма", где сейчас идут съёмки картины, выстроена самая настоящая деревенская изба. Скрип потемневших от времени половиц, домотканые коврики, покрывшееся белёсыми пятнами зеркало, старая швейная машина, запнувшаяся на стежке... В избе сосредоточенно месит тесто Полина Кутепова, играющая роль жены героя. Тут же в комнате двое детей. Крохотная девочка Саша пытается чистить картошку, её киношный брат, 14-летний актер Вася Прокофьев, теребит и подгоняет малышку.

– Присмотритесь к этому рязанскому мальчонке, – шепчет нам режиссёр Иван Соловов, – это маленький Василий Макарович Шукшин – такой же талантливый и непосредственный. Текст запоминает – листами и мгновенно.

Будто бы назло режиссёру Вася начинает запинаться и забывать целые фразы. Перекур. Сейчас "маленькому Шукшину" влетит. Четырёхлетняя Саша начинает хныкать:

– Никто меня здесь не любит. Все мучают. Я есть хочу. Вообще, когда я вырасту, не буду актрисой, а буду... – тут Саша хитро смотрит на мой диктофон, – журналисткой.

В это время получивший нагоняй Вася залечивает душевные травмы – прикрепляет бельевые шпильки к куртке нашего фотографа. У него с журналистами личные счеты: какой-то глянцевый журнал написал недавно, что Вася – сирота, детдомовец, чем поверг юного актёра в крайнее возмущение.

– Какой я сирота?! – вопит мальчуган. – Я, наоборот, из многодетной семьи, нас восемь детей..

– Восемь-восемь, – энергично кивает головой мама Васи, приезжающая из Рязани контролировать поведение своего шустрого сына. – И все такие же непоседы.

Васю и впрямь приходится держать в ежовых рукавицах. По идее, отснявшись в сцене, он может ехать домой, но паренек всё время просит, чтобы его оставили – лишь бы в школу не ходить. Он уже снялся в сериале "Громовы" и оценил "прелести" актёрского графика. Кстати, с режимом ещё одной актрисы приходится мириться съёмочной группе. Екатерина Васильева, играющая роль тётки героя, как известно, служит в церкви и не снимается ни в пост, ни в праздники. Полина Кутепова – любимая актриса театрального кудесника Петра Фоменко – тоже с трудом выкраивает время для кино, но играет с видимым удовольствием.

– Так интересно сниматься с детьми! – говорит Полина. – А ещё воспроизводить язык Платонова – вязкий, плотный, колючий, совсем не современный. Я не играю женщину из "того" времени, потому что убеждена, что люди во все эпохи любили, ждали, прощали одинаково.

– А я не согласен с Полиной, – вступает в разговор режиссёр. – Народ мельчает со временем – и физически, и духовно. Вы взгляните на лица 18-летних того периода – взрослые, сформировавшиеся, глубокие люди. А нынешние 18- летние? Дети! И чувства, и отношения стали проще, легче. Я – сын фронтовиков и знаю: то, что наши отцы пережили за четыре года на войне, приравнивается к 15 годам эмоционального опыта. Сегодняшние ребята, вернувшиеся из Афгана или Чечни, тоже не похожи на своих сверстников, им тоже приходится учиться жить заново. Мы снимаем кино и для них.

– Если говорить проще: мы снимаем слезливо-сопливую мелодраму, – рубит с плеча Гуськов, – чтобы народ рыдал и учился состраданию. Чтобы понял, что Родина – это родинка на щеке твоего ребёнка, это глаза любимой женщины...

– Вы думаете, общество услышит весь ваш гражданский пафос? – провоцирую Гуськова.

– А пошло оно, это общество, в ж... Я снимаюсь в этом кино для души. Пытаюсь понять: каково это – возвращение к себе? А деньги... Деньги я на других проектах зарабатываю.

Илона Егиазарова
"Трибуна" №18, 12.05.2006 г.

В начало страницы


На съёмочной площадке. На грани Платонова

В одном из павильонов "Мосфильма" завершаются съёмки фильма с рабочим названием "Отец" по рассказу Андрея Платонова "Возвращение". Снимает его кинокомпания "Ментор Синема", а в качестве режиссёра выступает её президент Иван Соловов.

Действие картины происходит в первые послевоенные годы в российской глубинке. Пройдя всю Великую Отечественную, гвардии капитан Алексей Иванов (Алексей Гуськов) убывает из армии по демобилизации. Дома его встречает семья – жена Люба (Полина Кутепова) и дети, рассудительный не по летам Петрушка и маленькая Настя. Казалось бы, наконец-то должна начаться счастливая, безоблачная жизнь, но что-то мешает герою всем сердцем радоваться возвращению, после долгой разлуки он не может сразу найти общий язык с самыми близкими людьми...

Гимнастёрку капитана Иванова Алексей Гуськов примеривает на себя не в первый раз: актёр уже воплотил образ героя платоновского рассказа на сцене в одноименном спектакле МХТ. Перечитав с подачи Алексея Гуськова – который, кстати, стал одним из сопродюсеров фильма – подзабытый со школьного детства рассказ, Иван Соловов был настолько им очарован, что других аргументов в пользу картины не понадобилось.

– Я давно хотел снять кино либо о последних днях войны, либо о послевоенном времени, – говорит режиссёр. – Мой отец-фронтовик много рассказывал о войне и о том, что она делает с людьми. При этом его рассказы очень резко контрастировали с фильмами о войне, которые нам тогда показывали.

Рассказ Платонова "Возвращение" был написан сразу после Великой Отечественной, в 1946 году. Он моментально подвергся жесточайшей критике и был запрещён. Открыто говорить правду о неявных, но серьёзных последствиях войны стало возможным значительно позднее.

– "Отец" – фильм о том, как человек, прошедший войну, ощущает себя в мирной жизни, – говорит Иван Соловов. – Побывав в экстремальных условиях, люди возвращались домой "изломанные", с исковерканной судьбой и психикой. Платонов – один из немногих писателей, кому удалось раскрыть эту тему. Рассказ "Возвращение" написан сложным платоновским языком, в котором нам было интересно копаться и расшифровывать для себя что-то новое.

Наверное, именно нестандартность литературного первоисточника послужила причиной того, что сценарий фильма "Отец" писался долго и мучительно. По словам Ивана Соловова, сценаристам картины Наталье Чепик и Ираклию Квирикадзе пришлось переделывать сценарий как минимум раз двадцать. Самобытный язык Платонова с характерной ему витиеватостью фраз сохранен в диалогах.

– Самая сложная наша задача – не отойти от Платонова и при этом не уйти в него полностью, – говорит режиссер. – Мы всё время балансируем на этой грани. Я постоянно спрашиваю себя: "Правильно ли я понял текст? Той ли игры пытаюсь добиться от актёров?" Но в то же время стараюсь делать кино для зрителя, чтобы ему было всё понятно и не приходилось додумывать.

Практически все герои, сыгранные Алексеем Гуськовым, – люди с противоречивой внутренней жизнью. Алексей Иванов – не исключение.

– Вернувшись с войны, мой герой понимает, что роль солдата вступает в противоречие с ролью отца, – говорит актёр. – Платонов написал о капитане Иванове: прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а сейчас вдруг коснулся её обнажённым сердцем. Вот эту платоновскую чувственность мы и пытаемся передать.

В фильме "Отец" занято немало известных артистов: Людмила Аринина, Екатерина Васильева, Нина Русланова, Лидия Вележева, Роман Мадянов. В картине также снимается студентка ВГИКа Светлана Иванова – она играет Машу, девушку, с которой главный герой знакомится в поезде по пути в родной город. Ещё одна восходящая звезда фильма – Вася Прокопьев, мальчик из многодетной семьи из-под Рязани, который уже успел сняться в картине Александра Баранова "Громовы".

– Актёра на роль Петрушки мы искали очень долго, – говорит Иван Соловов. – Теперь Васю опекает вся съёмочная группа, он у нас такой "сын полка".

Кстати, непосредственно о войне. В фильме "Отец" будет одна батальная сцена. В картине прозвучат всего два выстрела на фоне трёх танков и... отары из ста пятидесяти овец. Войну снимают в подмосковной Кубинке. Съемки киноленты также проходили под Санкт-Петербургом и Ярославлем.

Избалованному красочными и динамичными блокбастерами зрителю Платонов с его иносказательно-дотошным копанием в человеческой душе поначалу может показаться скучным или же попросту не по зубам. Однако очень быстро на смену предвзятости и недоумению приходит – и, что самое главное, остаётся надолго – чувство сопричастности к тому, что происходит с платоновскими героями.

– Мы снимаем кино для массовой аудитории, – говорит режиссёр. – Уверен, что зрителей от двадцати лет эта история будет волновать. Ведь она о самом главном: любви, семье, детях. Рано или поздно молодёжь приходит к этим ценностям и дорожит ими не меньше, чем старшее поколение.

Екатерина Салтыкова
"Культура" № 23, 15.06.2006 г.

В начало страницы


На деревню к девушке – Полине Кутеповой

В экранизации рассказа "Возвращение" актриса предстанет в образе сельчанки

Полина Кутепова на съёмках фильма "Отец"Иван Соловов, режиссёр фильма "Отец", который он снимает по рассказу Андрея Платонова "Возвращение", объясняет: "Это кино про силу человеческих чувств. Настоящая слёзная мелодрама для тех, кто хоть однажды любил. А значит, зрителей лет двадцати и старше наша история обязательно "зацепит". Корреспондент "ТВ7" отправилась на съёмочную площадку, чтобы посмотреть, как экранизируется проза одного из самых сложных русских писателей.

Домик в деревне

В одном из павильонов "Мосфильма" выстроена крестьянская изба. Посидишь пять минут на скрипучей деревянной лавке, посмотришь на линялые половики и забудешь, что тебя окружает бутафория.

Здесь очень тихо. В стекло избушки монотонно бьётся муха. Вот, не спеша, возвращается с перекура Алексей Гуськов. Вот мимо пробегает легкая Полина Кутепова, кутая худенькие плечи в тонкую льняную кофту.

"Всё произошло просто, – рассказывает режиссёр. – Ко мне пришёл Гуськов, с которым мы уже работали над картиной "Слова и музыка", и предложил вспомнить рассказ Платонова. Я его перечитал и уже утром решил: будем снимать. Давно хотелось сделать фильм о том, как люди возвращались с войны и как трудно им было принимать мирную жизнь. Мой отец, фронтовик, много рассказывал такого, чего не было в наших фильмах, о чём не говорилось в книгах. Всё это я увидел у Платонова".

Непослушное одеяло

Если вопрос с исполнителем главной роли – солдата Алексея Иванова – был решён изначально, то вот место героини долгое время оставалось вакантным. Наконец в образе жены Любы Иван Соловов увидел ученицу Петра Фоменко – рыжеволосую красавицу Полину Кутепову.

Актриса терпеливо выслушивает все замечания режиссёра и очень старается, чтобы её героиня выглядела правдоподобно. Сейчас Соловов мрачно смотрит в монитор на то, как Полина играет в постельной сцене: "Эротизма не хватает". Актриса наотрез отказывается расстаться с одеялом. Говорит, правду жизни можно показать и не обнажаясь.

Шестой дубль. Полина робко убирает руку, но пригретое на её груди одеяло падать не собирается. "Но я же его не держу, – оправдывается Кутепова. – Оно само". Режиссёр грустно вздыхает.

Наблюдая за этим, всё больше утверждаешься в мысли, что Полину Кутепову видеть здесь, в крестьянской избе, несколько странно. "Да я и сама удивилась, когда мне предложили эту роль, – говорит Полина. – Образ сельской женщины как-то не очень мне идёт. Но потом я подумала – а почему бы не попробовать? Мы не вдаёмся в сельский быт. Для нас важнее отношения. Да и сам платоновский язык очень помогает погрузиться в эту атмосферу".

"Отец" среди овец

Фоторепортаж со съёмочной площадки фильма "Отец""Скорее всего, название поменяем", – обещает Алексей Гуськов (он здесь ещё и сопродюсер). – Ведь фильм "Возвращение" Андрея Звягинцева уже существует, а слово "Отец" уж больно невыразительное".

В то время как вокруг "вывески" идут баталии, в самой ленте сражения уже закончились. "Войны у нас почти не будет, – делится Соловов. – В подмосковной Кубинке мы снимали танковую атаку, там у нас задействовано три танка, пушка, пулемёт и отара овец в сто пятьдесят голов. Один раз выстрелит пушка и раздастся единственная пулемётная очередь".

Съёмочная группа побывала и в Рыбинске, и под Ярославлем. Идеальными декорациями оказались полуразвалившиеся бараки в Ленинградской области, сохранившиеся со времён войны. Там же нашёлся старый поезд, на котором главный герой совершил своё длительное возвращение домой.

Елена Усачёва
"ТВ7", 21.06.2006 г.

В начало страницы


Невозвращение

Платонов им друг, но свои истины дороже

Кинорежиссёры любят благодарить великие тени, а зрители, в свою очередь, кинорежиссёров за попытку переложить большую литературу на киноязык. Недавно ушедший от нас поэт Анатолий Кобенков писал: "Наши мёртвые слышнее живых, им интереснее внимать и ответствовать. Правда, признаем, что на наши вопросы они отвечают так, как нам удобнее". Как нам удобнее, как нам понятнее…

В 1943 году Андрей Платонов пишет небольшой рассказ "Страх солдата", где главным героем стал Петрушка – сын гвардии капитана Алексея Алексеевича Иванова. Потом писатель его дорабатывает, обостряет и тремя годами спустя публикует в "Новом мире" под названием "Семья Иванова". Был ещё другой вариант названия – "Возвращение". Стоит, наверное, напомнить, что публикация эта вызвала громадный скандал, в конечном итоге окончательно стоивший Платонову возможности печататься. Написанное вопреки той эйфории "литературы праздников", которая начала утверждаться сразу после войны, произведение было, к примеру, названо Александром Фадеевым "лживым и грязноватым рассказцем". К этому многострадальному тексту и обратились создатели вышедшего накануне 62-й годовщины Победы фильма "Отец" – режиссёр Иван Соловов, сценаристы Наталия Чепик и Ираклий Квирикадзе.

Помнится, другой герой Платонова – Макар Ганушкин с другом Петром хотели обрести власть над "гнетущей писчей стервой". В контексте "Усомнившегося Макара" речь идёт, конечно, о чиновниках. В нашем случае это выражение может быть употребимо при сравнительном анализе первоисточника и его киноверсии. Ещё Сергей Залыгин почувствовал, что Платонов "как некий упрёк всем нам – людям с обычным языком и обычными понятиями". Упрекает Андрей Платонович и Чепик с Квирикадзе. Соавторам сценария пришлось и мелодраматизма подбавить, и уголовную историю с убийством героя войны в сортире придумать, и много ещё чего другого с целью овладения зрительским вниманием и интересом. Рассказ "Возвращение" написан чрезвычайно скупыми красками. Это почти камерная история. После тысяч мелькающих лиц, встреченных капитаном Ивановым на войне, его взгляд будто останавливается всего на нескольких людях: девушке Маше, сыне и дочке, жене Любе. В его жизни словно появляется "крупный план". Которого – не в техническом, а в метафизическом смысле – явно недостаёт на экране.

Меня всегда удивляет желание современных сценаристов идти методом от противного, то есть в данном случае от авторского, цепляясь к мелочам, искажая важное. Маша у Платонова служила в столовой помощником повара, а не в прачечной. Ну, хорошо, пусть бельё выдаёт, не в этом главная неправда нового образа. Случайная попутчица, с которой капитан сходит с поезда и в чьём доме остаётся на несколько дней, в рассказе не была беременной, и подвига Иванов никакого не совершал, спасая её честь, просто хотел погулять на воле, прежде чем вернуться домой. Сослуживцы звали её "просторной Машей за её большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности". И в этом у автора заложен мощный конфликт, пусть незримый, между двумя женщинами – Машей и Любой. Чистая Маша не любила никого, а грешная Люба рискнула любить, чтобы выжить. Фильм, как и рассказ, должен быть вовсе не о том, что жена фронтовика изменила мужу. А ведь сценаристы эту измену даже уравновешивают – в начале "Отца" с Алексеем прощается любовница, ярко сыгранная Лидией Вележевой.

Исследователь творчества Платонова Светлана Семёнова о героях писателя говорила: "На мир смотрит человек, мучительно раненый смертью". Иванов в кино, бросаясь с упрёками на жену, даже не поблагодарив её за воспитание детей, винит всех, даже изломанного войной Семёна Евсеевича, потерявшего всю семью и отогревшегося возле Любиных детей, – всех, но только не себя. И в этой своей истерически взнервлённой мизантропии он не слишком-то вызывает наше сочувствие. Но у Платонова всё написано несколько по-другому. Победитель приходит домой, и винить его ни в коем случае нельзя. Война виновата. Но Иванов в "Возвращении" всё равно мучается оттого, что скучно ему с Любой, что к Петруше равнодушен и стыдно ему этого равнодушия, и самое главное – что "прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса", но благодаря детям, бегущим за поездом, "внезапно коснулся её обнажившимся сердцем". Платонов в этой сильной сцене отъезда Иванова к Маше до последнего не "жалеет" Алексея, который отворачивается от бегущих детей, желая их оставить в другой жизни. И здесь наступает тот самый пресловутый катарсис. Опять-таки у читающего книгу – не у посетителя кинозала.

Впрочем, в предлагаемых обстоятельствах актёры играли прекрасно: Иванова – Алексей Гуськов, снова выступивший в качестве одного из продюсеров фильма со своим участием, Любу – Полина Кутепова, звезда "Мастерской Петра Фоменко". Восходящей звездой вроде бы уже назвали, причём по праву, и Петрушу – Васю Прокопова из многодетной семьи из-под Рязани. Это его вторая картина. Замечательного мальчика несколько лет назад нашёл режиссёр Александр Баранов и снял в сериале "Громовы". Гуськов и Вася сыграли как бы антагонистов. Вернувшегося домой раздражает подросший сын, от которого не осталось ничего детского, он захватил власть в доме: покрикивает на мать, притесняет сестрёнку. На самом деле Петруша – это двойник Иванова-старшего. Вроде и делает всё правильно, и разумен, но только нет у него любви к ближним. И этот мотив "двойничества", косвенным образом отсылающий и к личной трагедии, пережитой семьёй автора рассказа "Возвращение", похоронившей в войну сына Платона, и от неё далее к Достоевскому – писателю и человеку, является в фильме наиболее ярким, наиболее сильным, наиболее платоновским.

Валерия Олюнина
"Литературная газета", №20, 16 мая 2007 г.

В начало страницы


Уйти – вернуться

Рассказ Андрея Платонова "Возвращение" уже был экранизирован в 1982 году Гавриилом Егиазаровым. Фильм назывался "Домой!", а снимались там Александр Михайлов и Ирина Купченко. Новая экранизация, "Отец", создана Иваном Солововым; главные роли сыграли Алексей Гуськов и Полина Кутепова. В современной картине также сохранены сюжетные линии рассказа Платонова, однако показаны они совершенно иначе, чем в ленте двадцатипятилетней давности. Но если в фильме Егиазарова очень точно переданы и реалии времени, и психологически достоверный конфликт, то в "Отце" наряду с удачными моментами есть и заметные недочёты. Тем не менее, фильм получился честным и заставляет задуматься, а это не так уж мало.

Сейчас создатели исторических картин не стремятся точно воссоздать на экране детали ушедшей эпохи, и это правильно: люди во все времена одинаковы, и важнее показать именно их общность. Но если уж действие ленты происходит в чётко оговоренное время, какие-то его приметы должны присутствовать обязательно. И вот с этим-то у "Отца" далеко не всё в порядке.

Война закончилась 9 мая 1945 года, но, когда главный герой возвращается домой, на улицах его родного города лежит снег. Ладно, допустим, бравый офицер вышел в отставку зимой 1945-1946 гг. Его семья живёт в деревенской избе с печным отоплением, при этом младшая дочь, девочка лет пяти-шести, бегает по дому в коротком летнем платьице и сандаликах, хотя в таком наряде зимой холодно даже в городской квартире. Волосы и девочки, и её старшего брата выглядят настолько чистыми и ухоженными, словно их мыли самым лучшим шампунем, а не хозяйственным мылом…

Подобные неточности сильно сбивают впечатление, но ими можно было бы пренебречь, если бы на должном уровне оказалась психологическая достоверность – ощущение только что закончившейся страшной войны, а здесь тоже имеются проблемы.

В фильме "Домой!" (и таких лентах, как "Печники" и "Сестра моя Люся") вообще нет сражений, но ощущение только что закончившейся войны пронизывает каждый эпизод. В "Отце" есть несколько сцен боевых действий, но сняты они так красиво, что скрадывается ужас происходящего. Если фильм Соловова посмотрит человек, ничего не знающий о том времени, то из этих эпизодов он вряд ли поймёт, ради чего сражались солдаты. Тяжёлый труд работников тыла показан в сцене, где героиня Кутеповой работает на заводе. Это место действительно выглядит ужасно, но, опять же, снято так красиво, что не успеваешь задуматься, каково работать здесь каждый день по 8-10 часов.

Впрочем, все исполнители ролей второго плана в фильме "Отец" передают ощущение того страшного времени очень точно. Мастерство актёров даже отвлекает внимание от невероятно красивой операторской работы, затеняющей ужасы повседневной послевоенной жизни. Екатерина Васильева (снимавшаяся, кстати, и в фильме "Домой!"), Людмила Аринина и Нина Русланова буквально за несколько минут создают очень достоверные образы, а Александр Баширов, кажется, живёт в сороковые годы, навещая нас на машине времени. Светлана Иванова вполне убедительна в роли доброй, наивной девушки, хотя, возможно, сценаристу и режиссёру не стоило так настойчиво подводить её историю к хэппи-энду. Маленькая Александра Карликова очень мила и обаятельна.

Но особенно хочется отметить Василия Прокопьева, сыгравшего сына главных героев. Порой озвучание ролей, сыгранных детьми, отдают более взрослым исполнителям, и я не знаю, сам ли Василий говорил за своего героя, сам ли нашёл такие точные – по-мужски жёсткие и по-детски наивные – интонации. Но даже если и нет, в этой роли юный актёр демонстрирует настоящее мастерство. Глядя на то, как привычно этот маленький мужчина хозяйничает в доме, заботится о матери и сестре, веришь, что точности те же самые действия он проделывал каждый день в течение нескольких лет. Такой яркий пластический рисунок роли под силу не всякому взрослому актёру.

Но когда на экране начинают выяснять отношения исполнители главных ролей, Алексей Гуськов и Полина Кутепова, историческая социальная драма превращается в бытовую и вневременную. Наверное, это не недостаток, но, если уж действие картины приурочено к послевоенным годам, возможно, стоило бы крепче связать отношения героев именно с этим временем. Тем не менее, история, рассказанная в "Отце", безусловно, заслуживает внимания.

В фильме "Домой!" Ирина Купченко сыграла воплощение неизбывного страха – измождённую, разучившуюся улыбаться женщину, которую даже возвращение мужа не радует. Полина Кутепова, исполнившая ту же роль в "Отце", выглядит совсем иначе: в её глазах почти нет страха, она элегантно носит красивое платье, её волосы накрашены и завиты, на губы наложена помада. Эта женщина выглядит абсолютно реальной, но при этом таинственна и непостижима, словно ветер или туман, и даже после просмотра фильма не удаётся полностью раскрыть её тайну и сказать с уверенностью, верны или нет подозрения её супруга. Конечно, героиня Кутеповой не похожа на работницу завода, но ведь даже в тяжёлые времена можно сохранить красоту и здоровье, не торгуя собой!

А вот реакция её мужа выглядит немного странной. Он прошёл всю войну, наверняка видел, как умирали дети, и знает, на что приходилось идти женщинам, чтобы их кормить. В конце концов, у него самого была боевая подруга! Ему стоило бы простить жену или, наоборот, устроить дикий скандал с битьем посуды: ведь, воюя, этот человек искренне верил, что ЕГО РОДНЫХ военные тяготы не коснутся. Но Гуськов потрясённо что-то шепчет, задаёт странные вопросы, словно он не видел, как его сын сгребает со стола крошки и ест мало, чтобы не подавать дурной пример сестре…

И финальный поступок героя выглядит необоснованным. В фильме "Домой!" всё было просто: человек сначала растерялся от неласкового приема, но потом понял, что жена любит его по-прежнему, вот только её душу выжгла война, и остался с семьёй, чтобы помочь самым близким своим людям вновь почувствовать радость жизни. Это психологически обоснованно и достоверно.

А поскольку в "Отце" так и не ясно, что произошло с женщиной за годы войны, то и причины действий её мужа остаются непонятными. Возможно, следовало бы дать внутренний монолог этого человека или картины его воспоминаний. А то получается, что жене он не поверил и не простил её. Возможно, именно таков был режиссёрский замысел, но мне всё же хочется надеяться, что люди способны прощать друг друга даже в самых жутких обстоятельствах.

Так или иначе, если поведение героев хочется обсуждать и о нём спорить, – значит, достоинств у фильма больше, чем недостатков. Кто-то увидит в этой истории рассказ о страшных унижениях, на которые во время войны приходилось идти людям ради своих детей. Для других картина станет наглядной иллюстрацией крылатой фразы: "Злые языки страшнее пистолета". А неоднозначность – один из главных признаков того, что художественное произведение получилось интересным и заслуживающим внимания.

Светлана Степнова
RUSKINO.RU, май 2007 г.

В начало страницы

Hosted by uCoz