Главная

Полина Кутепова

Пожалуй, единственная из див нашего нового кино, к которой хочется по-старомодному обратиться: барышня. Поцелованная богом (талант) и солнцем (веснушки), обворожительно-рыжекудрая, с чуть тронутым лукавством взглядом – она очень своевременно несовременна. В театре у нас не одна такая актриса, а целых две. Этот чудный прерафаэлитский облик, этот голос с неоднократно воспетыми "бабановскими" интонациями, этот обворожительный анахронизм – всё дано театру (конкретно – театру Петра Фоменко) в двух экземплярах. Помимо замеченной кинематографом Полины Кутеповой, существует ещё и почти неведомая экрану – лишь несколько раз мелькнувшая – Ксения, её сестра-близнец, "железная маска". Театральные режиссёры увлечённо играют с этой игрой природы, используя их зеркальную похожесть орнаментально (в "Приключении" и "Как важно быть серьёзным" два прелестных "цветка" живописно и кокетливо отражаются друг в друге, споря лишь в умении носить шляпки), сюжетно ("Двенадцатая ночь") или содержательно (в "Шуме и ярости" чистота и внутренний свет Кендейси – и душевная неряшливость её дочери, непредсказуемой, взбалмошной и капризной Квентины). А могут не использовать вовсе, только подчёркивая, как в "Волках и овцах", различие актёрских манер: это различие, которое не стоит преувеличивать, заключается в более выраженном тяготении П. К. к яркому внешнему рисунку, к мгновенной мимической игре, к тому, что может фиксировать плёнка.

В кино её под руку привёл Георгий Данелия, но если роман П. К. с кинематографом, вне всякого сомнения, завязался бы и без "Насти", то уж "Насте" без П. К. было точно не выжить. Городской сказке про очень хорошую и положительную продавщицу, полагающую себя некрасивой, нужна была именно она с её талантом оправдать собой любую условность и любой наив и осветить весёлым светом измышленное пространство. В характере Насти верховодили беззащитность и кротость, окрашенные актрисой в томные цвета с искоркой живой непосредственности, а героиня "Орла и решки", даром что кажется безответной и беззащитной, может и характер выказать. Подавальщица из замызганной столовки Зинка Прищепкина ни себя, ни своё чувство в обиду не даст. Кроткая и забитая, она за своего Олега будет сражаться, но и ему случайного предательства не спустит – укажет на место. Кстати, союз сестёр, актрис и красавиц, имеющий аналоги в мировом кино, но не нашедший пока своего воплощения в нашем, заслуживал бы лишь беглого упоминания, если бы П. К. не пользовалась в своих киноролях – например, в роли той же Зинки – не только собственным театральным опытом, но и опытом своей сестры. Там, где требуются не только целомудренная чистота и уравновешенность, но и сила, и мальчишеский азарт – там в героинях П. К. этих качеств "за двоих".

Дмитрий Савельев, Лилия Шитенбург
"Новейшая история отечественного кино.
1986-2000. Кино и контекст". Т.II. СПб, "Сеанс", 2001

Hosted by uCoz