Главная

Такие похожие и такие разные. Лёгкое дыхание сестёр Кутеповых

Участие в одном спектакле сестёр Кутеповых – уже своего рода постановочное решение. Ведь само их сходство и различие невольно влияет на зрительское восприятие. И героини двух актрис порой рассматриваются с точки зрения этой общности и этой непохожести.

Приём Фоменко

В горьковских "Варварах" инженер Черкун вдруг оказывается между двух, на первый взгляд, похожих женщин. Но одна – великолепная и недоступная Лидия Павловна вызывает у него искренний интерес, а другая – преданная и безропотно ждущая мужа Анна Федоровна не удостаивается даже элементарного сочувствия. Первую играет Ксения Кутепова, вторую – Полина Кутепова. Усиленное к финалу почти одинаковыми костюмами внешнее их сходство постепенно дополняется сходством внутренним. Героини как бы отчасти меняются местами, при этом каждая проходит свой собственный путь.

Поначалу строгая, волевая, уверенная в себе Лидия утрачивает душевный покой и былую выдержку, а внешне весёлая, жизнелюбивая, но жестоко униженная в своей безответной любви Анна ценой страданий обретает внутреннюю силу и достоинство. В итоге перед зрителем возникают как бы две ипостаси одного женского образа и в то же время две разные, пересёкшиеся в едином жизненном пространстве судьбы.

Начиная с первых спектаклей "Мастерской П.Фоменко" Полина и Ксения Кутеповы нередко появлялись на сцене вместе: в "Приключении", во "Владимире III степени", в "Волках и овцах", в "Тане-Тане"... А в одной из относительно недавних премьер – спектакле "Танцы на празднике урожая" В.Фрила они сыграли сестёр, разумеется, снова похожих и разных. Агнес Ксении Кутеповой застенчивая и лукавая, строгая и добросердечная, рассудительная и азартная, жаждущая романтических приключений и возвышенной любви. Роуз Полины Кутеповой суеверная и отважная, импульсивная и одержимо любящая, робкая и отчаянно счастливая. Но обе живут в переменчивой атмосфере грусти и веселья, постоянно балансируя между печалью и радостью.

Кому улыбнётся счастье?

Сёстры Кутеповы любят вместе работать на театральной площадке, хотя им одновременно и легко и трудно, ведь настолько они знают и чувствуют друг друга, что совместить жизненный и сценический облик порой бывает нелегко. У них, конечно, не очень много общего – детские впечатления, домашние спектакли или съемки в кино. Иногда они даже не могут точно сказать, что с кем происходит – их воспоминания соединяются в одно общее.

Наконец, сестёр объединяет профессия, выбранная почти по инерции, единая актёрская школа и театр "Мастерская П.Фоменко", в котором прожито уже 10 лет. Обе вспоминают студенческое время как самое счастливое, хотя и непростое, связанное с постоянными разъездами, но полное восторженных предчувствий, ожиданий и надежд. И в той, и в другой сохранились и ученический азарт, и готовность придумывать, импровизировать, хотя, конечно, пришло уже и мастерство, и более глубокое понимание профессии. Их актёрские судьбы идут рядом, складываясь при этом по-разному – то одной больше улыбается удача, то другой. Но это не вызывает ни обид, ни творческой зависти, а скорее лишь желание не отстать от сестры и одновременно чувство радости от её успехов.

Ксения

Спектакли последних лет, в которых сёстры не встречаются на сцене как партнёры, быть может, ещё отчётливее позволяют проследить "диаграмму" творческих взлётов как одной, так и другой. Для Ксении Кутеповой наиболее успешным стал, пожалуй, рубеж веков. После сыгранного в конце 90-х гоголевского "Чичикова" (по второму тому "Мёртвых душ"), где актриса лихо превращалась то в томно-капризную дочь генерала Улиньку, то в поэтически хрупкую воспитанницу Лизу, а то и вовсе в загадочное "Неизвестное" лицо – Матрёну Панкратьевну Панкратову, Ксению Кутепову ждала счастливая встреча с героинями Л.Н. Толстого.

В смешном и грустном повествовании о "Семейном счастии" она играет Машу. Два часа беспрерывно находясь на сцене, актриса органично существует в переменчивом ритме спектакля, чутко улавливая его зыбкую атмосферу, его "лёгкое дыхание". Все и в самой Маше, и вокруг неё так хрупко и обманчиво, воздушно и спонтанно, закономерно и случайно. Юное искреннее существо, для которого многое в жизни открывается впервые, легко попадает в ловушки, расставленные незнакомой, влекущей к себе реальностью, а также собственной неудержимой жаждой познать эту реальность во всей её полноте и многообразии. Оттого так неожиданны и мучительны для Маши – Ксении Кутеповой первые разочарования и потери. И лишь познав коварство закономерных случайностей и боль утраты надежд, она ощутит горькое послевкусие долгожданного, но такого кратковременного и безвозвратно утраченного счастья. Эта роль, сыгранная изящно, легко, на одном дыхании, стала безусловной победой Ксении Кутеповой.

А затем был сделан и следующий шаг в освоении толстовской прозы. Перейдя от камерного сюжета к многофигурной сценической композиции, Петр Фоменко снова предложил актерам принцип моментальной трансформации из одного персонажа в другой. И Ксения Кутепова в спектакле, названном "Война и мир. Начало романа", также появляется в трёх лицах. Забавно неуклюжая, неловкая, недалёкая, но трогательно-милая, уютно-домашняя Лиза Болконская с ее капризной женственностью, пикантной картавостью и простодушной говорливостью. Кокетливая и умильно-серьёзная, тревожная и суетливо-нервозная Соня, словно готовая в любую минуту разрыдаться и впасть в ничем не обоснованную истерику. И, наконец, весёлая, порхающая, легкомысленная болтушка Жюли Карагина – любительница сплетен и сентиментальных историй.

Такие разные женские характеры, но во всех так или иначе присутствуют и изысканность, и хрупкость, и трогательность, присущие индивидуальности Ксении Кутеповой.

Полина

Год 2002-й стал воистину удачным и плодотворным для Полины Кутеповой. В "Безумной из Шайо" Ж.Жироду она предстала в некоем фантасмагорическом облике, не оставившем и следа от красоты и утонченности. На сцену буквально вылетело дикое, несуразное, вульгарно-агрессивное и одновременно уморительно-смешное существо. Жозефина – безумная из Конкорд в исполнении Полины Кутеповой – крикливая и отчаянная фанатка с всклокоченными рыжими волосами, грубым низким голосом, бурно жестикулирующая и мерящая площадку твердыми, уверенными шагами. Ни жалкие лохмотья бродяжки, ни торчащая из волос солома, ни ощетинившиеся спицы бывшего зонта не мешают ей чувствовать себя вершительницей истории, выполняющей свой гражданский долг. Её бешеный темперамент и деловитая энергия, кажется, и впрямь могут свернуть горы. А повреждённый рассудок и вовсе устраняет все возможные "препятствия" на пути к одержимо культивируемой цели.

А после подобной гротесково-фарсовой фантасмагории – совершенно иной жанр и иной характер. Утонченно-аристократичная, возвышенно-романтическая Зинаида Вольская в "Египетских ночах", объединивших произведения А.Пушкина и В.Брюсова. В поначалу строгой и молчаливой светской красавице вдруг прорывается страстная жажда любви, искренней и неподдельной. И в этом своём стремлении она оказывается так сродни другой красавице – египетской царице, в которую и преображается героиня Полины Кутеповой, как бы иллюстрируя вдохновенный рассказ импровизатора об условии Клеопатры.

Она не выглядит здесь роковой женщиной, безжалостно отправляющей на казнь тех, кто решился купить её ночь ценой своей жизни. Клеопатра Полины Кутеповой – просто женщина, не столь величественная и властная, сколько нежная и страстная, а порой и беспомощно растерянная. В своих надеждах на романтическое, неподкупное чувство она по преимуществу терпит фиаско, то нарываясь на оскорбления, то выслушивая нескончаемые "лекции" по истории искусства в самый неподходящий момент. И лишь третий юный любовник заслуживает её сочувствие, вызывая почти материнскую нежность. Эта Клеопатра отнюдь не коварна и не зла, она сама страдает от своей затеи, но повернуть вспять уже ничего не может. Поднимаясь на "котурны", наскоро собранные из толстых книг, уже первые слова от лица египетской царицы актриса произносит полушутя-полусерьёзно. И далее она ловко балансирует между комедией и драмой, совмещая игру всерьёз с отстранённо-ироничным взглядом со стороны.

На похожей грани постоянно существует и ещё одна героиня Полины Кутеповой – рядовой Лебедушкин в спектакле "Мотылёк" по пьесе П.Гладилина. Уже сам факт превращения солдата срочной службы в очаровательную изящную девушку настраивает на трагикомическую абсурдность происходящего. Трогательно и трепетно играет она некое воздушное существо, натуру поэтически хрупкую, художественно одарённую, все творческие замыслы которой вступают в противоречие с казарменным режимом и негласными правилами неуставных отношений. А утончённая нервная организация, возвышенно-иллюзорный облик и тоненький голосок этого странного персонажа Полины Кутеповой органично сочетаются с силой воли и даром эмоционального духовного воздействия на, казалось бы, очерствевшие души.

Обе сестры Кутеповы уже давно занимают в театре свою собственную нишу. Разумеется, у них много общего, но, по их же словам, если бы им вдруг довелось поменяться ролями, то, конечно, каждая сыграла бы совсем по-другому, по-своему – ведь они и такие разные.

М.Гаевская
"Планета красота", №9-10, 2003 г.

Hosted by uCoz