Главная

Действуй, сестра

При всей своей внешней скромности и даже некоторой скованности Полина и Ксения Кутеповы очень раскрепощённые актрисы и многого добились в своей творческой жизни. А мы наконец смогли взять у них интервью…

Ксения и Полина Кутеповы

Полина Кутепова

Cosmo. В спектакле "Мотылёк" ты играешь мужчину. А если бы у тебя появилась реальная возможность стать мужчиной, что бы ты добавила в мужской образ?
Полина. Всё равно моя оценка будет женской. Но я ничего бы не добавила. Они и так прекрасны. Я их очень уважаю.

C. Ты замужем за известным театральным режиссёром Евгением Каменьковичем. Если вам случается работать вместе, какая у вас обстановка на площадке?
П. Непредсказуемая. Не то что мы спорим много, просто редко бываем в чём-то единодушны.

C. А критика у вас дома разрешена?
П. Да.

C. Какие качества тебе нравятся в муже?
П. Мне нравится в Жене его способность в нужный момент сказать очень категорично, правдиво и таким образом подействовать отрезвляюще. А в другой ситуации он поддержит и будет очень тактичен, деликатен. Может найти слова, которые не разрушат. Он такие вещи понимает.

C. А ты можешь похвастаться таким же психологизмом?
П. Нет. Но у меня есть пример для подражания.

C. Твоя дочь Надежда на кого больше похожа?
П. Я в ней наблюдаю очень много Жениных качеств, меня это радует. Темперамент и какая-то её внутренняя ответственность за всё, что она делает. А от меня у неё, наверное, только внешность. Хотя нет, лицом она совсем на меня не похожа, а вот, может быть, манерой общения… Но внутреннее содержание у неё – Женино.

C. А ты строгая мама?
П. Я? Я абсолютно непоследовательная. Распределение строгости в нашей семье происходит в зависимости от того, кому как удобнее в данный момент. Если я устала и нервничаю, то начинаю ходить и говорить: "Надя, я сейчас папу позову!" А что это значит, не совсем понятно. И почему это так страшно, тоже не очень понятно. Но я прибегаю к такому методу, и это действует. Но в какие-то моменты я бываю жёсткой, и слёзы бывают, и всё что угодно.

C. Твои слёзы?
П. Нет, Надины. Сейчас вроде бы у нас спокойный период, но я жду трудного возраста. Тогда, наверное, придёт моя очередь вытирать слёзы.

C. У вас хорошая школа?
П. Надеюсь, что да. Она обычная, но при этом специализированная – языки.

C. А вы ведь сами с сестрой ездили сюда, на Кутузовский, из Беляева.
П. Ну, это было другое время. Сейчас я не могу отпустить ребёнка одного.

C. Кто ваши родители?
П. Мама инженер. Окончила Бауманский. Папа тоже окончил этот вуз и тоже инженер.

C. Я знаю, что ваша старшая сестра Злата оказала на вас большое влияние. Чем она сейчас занимается?
П. Не то чтобы мы хотели на неё походить, но её мнение было для нас очень важно. Она формировала наши вкусы, увлекла театром. И хотя разница в возрасте у нас небольшая, всего три года, но для нас она была примером во всём. Злата обладает огромным жизненным опытом. Она намного больше видела, знает. Если мне что-то надо, я спрашиваю у неё. Она самый чуткий и строгий критик наших спектаклей. Мне хотелось бы обладать хоть немного её смелостью. Когда было землетрясение в Ленинакане, она ездила туда разгребать завалы. По-моему, она тогда ещё училась в институте, но взяла и поехала. Злата внутри необыкновенно подвижная, постоянно меняющаяся…

C. А вы что же – не подвижные?
П. Ну, это известная история, что нас с Ксенией мама элеутерококком поила, чтобы хоть как-то оживить. Ей даже казалось, что мы отстаём в развитии. Мы приходили домой и замирали над книгами. Подвижностью не отличались.

C. Ну и как, подействовал элеутерококк?
П. Нет.

C. Что влияет на то, соглашаешься ты сниматься в кино или нет?
П. Могу от чего-то и отказаться. На выбор влияет многое. Это зависит от занятости в театре, от того, насколько интересен сценарий. И конечно, немаловажен и материальный фактор. Говорить, что последнее неважно, было бы лукавством.

C. В какой из последних киноработ тебе самой интересно было сниматься?
П. Это был фильм по Андрею Платонову. Сложнейший текст, который очень трудно произносить и как-то вообще присвоить себе.

C. Как ты относишься к сериалам?
П. Спокойно. От последнего сериала, который я видела – "Ликвидация", я в восторге. Это должно было пройти столько лет, чтобы у нас начали появляться такие замечательные работы!

C. То, что вы делаете в театре, вознаграждено. Вам единственным в эпоху капитализма, где просто так ничего не дают, Москва построила театр.
П. Нет, это не так. В Москве за последнее время появилось много новых театров, построенных городом. Для нашего театра новое здание – это возможность новых поисков. И самое сложное сейчас – это не растерять то, что уже было найдено в прошлом: ощущение театра и образ жизни.

Ксения Кутепова

Cosmo. Ты потрясающе играешь в спектакле по произведению Льва Толстого "Семейное счастие". И само произведение как будто про нашу жизнь, и ты в нём просто порхаешь! Тебе легко было создать образ такой современной героини?
Ксения. Глобальные роли рождаются в трудах и мучениях. Больше, чем на каком-то полёте.

C. Как ты думаешь, семейное счастье – это данность или работа?
К. Конечно, работа, причём обоюдная. Мне кажется, это достаточно очевидные вещи – трудиться над собой, искать компромисс с человеком, который рядом.

C. Твой муж – режиссёр известного сериала "Улицы разбитых фонарей"…
К. Нет, не "Улицы разбитых фонарей", а… не помню точно, как назывался сериал.

C. Ты там даже снималась?
К. Да, но вот название я не запомнила.

C. А ещё у вас были совместные работы?
К. Сейчас мой муж закончил работу над полнометражным фильмом "Парни с Марса", где я тоже принимала участие. И когда он учился на высших режиссёрских курсах, я снималась в его курсовых работах.

C. У тебя совсем маленькая дочь…
К. Почти три года. По рассказам мамы знаю, что мы с Полиной были очень жизнерадостными детьми, улыбались, смеялись, были оптимистичными. Мои Лида и Вася такие же. Очень позитивные дети.

C. А старший сын тебе помогает?
К. Пока нет, ему нет ещё и шести.

C. А тебе сложно было решиться на второго ребёнка?
К. Я и не решалась, это произошло неожиданно. Пришлось принять как данность. (Смеётся.)

C. Были ли у тебя в своё время сомнения, становиться ли актрисой?
К. Я не задумывалась на этот счёт, просто пошла в театральный институт. Взяли и взяли. А получилось бы иначе, и не стала бы я актрисой. Достаточно равнодушна была к этой профессии.

C. А в какой другой сфере ты себя можешь представить?
К. Не могу сказать определённо, но мне даже интересно было бы оставить эту профессию и заняться чем-то другим. Хочется иногда посмотреть на себя в других условиях.

C. Но если бы сейчас сделать тебя, предположим, менеджером в офисе, это было бы слишком жестоко.
К. Да, жестоко. Я ничего не хочу сказать плохого про профессию менеджера. Наверное, люди находят в этом удовольствие и поэзию.

C. Если ты могла бы ещё раз выбрать свою судьбу, ты сделала бы всё так же или что-то поменяла?
К. Поменяла бы, конечно. Что именно, не скажу, но признаюсь, что поменяла бы.

C. Какие качества в мужчине ты не переносишь?
К. Не люблю глупых мужчин. Женщина может быть глупой, а мужчина не имеет права.

C. Скажи: когда ты ещё была не замужем, вокруг тебя было много умных мужчин, то есть был выбор?
К. Да, конечно.

C. Ты боишься физического старения?
К. Я в этом смысле завидую мужчинам. Они чем старше, тем лучше. Как коньяк. Женщинам, конечно, сложнее. Но страха у меня нет. Я думаю, к тому моменту, когда женщина теряет внешнюю привлекательность, она уже приобретает жизненную мудрость, чтобы иначе взглянуть на это. Я надеюсь, что ко мне эта мудрость придёт.

C. А ты что-то делаешь для того, чтобы поддерживать себя в форме, или у тебя всё происходит само собой?
К. Нет, я пытаюсь. Я хожу в фитнес-центр, но главное – это то, что я всё время забываю поесть. То есть не то чтобы я соблюдала какие-то диеты, просто иногда о еде вспоминаю только вечером и тогда уже ужинаю плотно! (Смеётся.)

C. Ты, наверное, дисциплинированный человек?
К. Нет, наоборот. Я всячески пытаюсь вписать себя в рамки, но не очень получается. И если что-то происходит, то явно не благодаря моей целеустремлённости.

C. У вас недавно открылось новое здание театра. Какое у тебя было ощущение, когда ты в первый раз туда вошла?
К. Настороженности и досады. Мне стало обидно, что всё так поздно. Хотя я думаю, что даже в чём-то благодаря такому "бездомному" образу жизни произошло много хорошего: была затянувшаяся студенческая атмосфера, была такая цыганская, таборная жизнь.

Ксения и Полина Кутеповы

Теперь все вместе

C. Часто ли вас путают и не бывает ли обидно за это?
П. Нас путают постоянно. Конечно, необидно. Это стало частью нашей жизни.
К. Нет, это происходит всю мою жизнь, и я не испытываю никаких эмоций по этому поводу.

C. У вас никогда не было негативного ощущения из-за того, что рядом такой же яркий интересный человек, к тому же похожий как две капли воды?
П. Когда ты живёшь с первых своих дней с такой соседкой, то никаких вопросов не возникает. А вот в позитивном смысле это очень много для меня значит.

C. Что вы делаете, чтобы избавиться от плохого настроения?
П. Я люблю плохое настроение.
К. Давно прошёл тот период, когда я задумывалась о том, какое у меня настроение.

C. В какую эпоху вы хотели бы жить?
П. В эллинской культуре, когда у людей было вообще другое мировосприятие.
К. Всё равно. Мне и наше время интересно. Единственное, мне хотелось бы жить не в России.

C. Часто ли вы знакомитесь с новыми людьми и где?
П. Круг моих друзей сформировался в институте и в театре. А знакомства новые случаются на гастролях, на съёмках.
К. Театр – это достаточно закрытая среда обитания. Место, где я встречаю новых людей, – кинематограф. Но это процесс скоротечный по сравнению с театром. Там люди встречаются, работают плотно месяц-два и разбегаются. Так что, можно сказать, текучесть большая. Конечно, приобретаются новые друзья, но это никак не сравнить со старыми.

C. Водить машину для вас стресс или удовольствие?
П. Это моя территория, особенно когда никто рядом не сидит и не указывает, куда мне припарковаться. Я отдыхаю. Я лучше буду стоять в пробке, но в машине.
К. Удовольствие.

С Полиной и Ксенией Кутеповыми разговаривала Ольга Боровик
Фотограф: Фёдор Маркушевич
Журнал "Cosmopolitan", №5, май 2008 г.

Hosted by uCoz