Главная

Полина Кутепова: Полёт на Луну и обратно

– Самое сильное впечатление этого года, конечно же, Чеховский фестиваль. Там показали очень много интересного, но самое замечательное – спектакли канадского режиссёра Робера Лепажа. Это было настоящее потрясение. Я услышала о Лепаже больше десяти лет назад: у нас учился студент из Канады, и он рассказывал о нём. Потом ещё что-то восторженное о режиссёре говорили люди, видевшие его спектакли на каких-то фестивалях. Короче, было очень любопытно, что же это такое. В Москве я увидела почти все привезенные им спектакли: "Обратная сторона Луны", "Проект Андерсен" и "Трилогия драконов". Больше всего мне понравилась "Луна". По-моему, это какое-то совершенно гениальное произведение. Во-первых, поражает сочетание высоких технологий (там очень много сложных технических приспособлений) и совершенно простых, почти наивных театральных придумок. Во-вторых, Лепаж ещё и драматург очень хороший (тексты совершенно замечательные), и актёр, ни на кого не похожий. Ну а к концу испытываешь тот самый катарсис, о котором мы на уроках по истории театра слышали, но очень редко переживали в нашей действительности.

В финале я уже еле слёзы сдерживала, так это было трогательно. Последняя сцена вообще сумасшедшая, так здорово сделана. При этом у Лепажа всё с самого начала рассчитано до миллиметра, нет ничего случайного. То есть заодно выяснилось, что расчёт и отточенная техника ничуть не мешают проявлению души. Так это было сердечно сыграно. Интересно, что в игре и самого Лепажа, и того актёра, который заменял его в "Андерсене", вообще не было близкой русскому театру эмоциональности. Играли они оба очень сухо, сдержанно, как будто вообще не играли, а только показывали. Тут не привычный нам образ создавался, а нечто гораздо более сложное. Существование актёров в этих спектаклях балансировало на грани бытового, но всё же не было бытовым. Это очень сложная задача. Лепаж выполнял её блистательно. В общем, "Обратная сторона Луны" из тех спектаклей, которые забыть невозможно. Но, конечно, и другие спектакли на Чеховском фестивале были хороши. Так уж получилось, что им выпало сравнение с Лепажем, а это очень высокая планка. Вот, например, спектакль прекрасного французского кукольника Филиппа Жанти "Край земли" был очень здорово придуман. Фантазия режиссёра поражала, но и только. К концу спектакля я уже и скучать начала – все придумки к этому времени были продемонстрированы, а содержания оказалось мало. Зато в спектакле Питера Брука "Великий инквизитор" по Достоевскому (сюжет из романа "Братья Карамазовы") только за содержанием и следишь, не отрываясь. Так строго и так сильно он выстроен. На сцене один актёр, минимум действия и обилие текста – теперь это кажется чем-то очень несовременным. Но совершенно очевидно, что режиссура Питера Брука выше всех этих определений, ему нет дела до моды, он вникает в суть текста так, как мало кому теперь удаётся. Хороший урок для молодых режиссёров.

Автор – актриса театра "Мастерская Петра Фоменко"

"Итоги", №1-2, 2008 г.

Hosted by uCoz